Импорт не побороть


Процесс импортозамещения, наблюдающийся в последние годы на российском рынке легковых автомобилей, с 2014 г. может смениться обратным трендом, следует из опубликованного на этой неделе прогноза Минэкономразвития социально-экономического развития России на 2014-2016 гг. Импорт и его доля на рынке начнут расти (до 37,7% в 2016 г., см. таблицу), считают в министерстве. В прогнозе не указана причина постепенного роста импорта. Может произойти увеличение импорта отдельных брендов, которые имеют недогруженные мощности в других странах и не рассматривают Россию как стратегический рынок, рассуждает управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин. В 2014 г. автопроизводители представят множество новинок, их импорт может вырасти, но ненадолго, допускает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Представители Минэкономразвития и Минпромторга на вопросы не ответили.

В целом аналитики с прогнозом не согласны. Импортозамещение продолжится, уверены Удалов и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Иностранные автоконцерны, наладившие производство в России, расширяют мощности, объемы производства и количество локализованных моделей, поясняют они. По данным «Автостата», в 2009-2012 гг. доля локально выпущенных иномарок на рынке выросла почти вдвое - до 44% (в 2016 г. может дойти до 50%). Импортозамещению способствуют соглашения о промсборке, утилизационный сбор, ослабление курса рубля, перечисляют эксперты. По прогнозу «Автостата», доля импорта будет снижаться как минимум до 2017 г. (до 32,2%).

В общих продажах Renault в России (бренд лидирует среди иномарок, по данным АЕБ) на автомобили местного производства приходится около 95%, говорит представитель компании. Снижения не предвидится, подчеркнул он. В 2012 г. около 60% всех проданных в нашей стране автомобилей концерна Volkswagen (второй по величине игрок) было произведено здесь же, замечает его представитель. «Мы ожидаем, что в последующие годы эта доля будет расти», - добавляет он. Доля импорта в продажах Toyota в России (6-е место) - 75% и в 2014 г. может снизиться до 72%, говорит представитель компании. Автомобили Lexus, по его словам, по-прежнему будут только импортироваться. В российских продажах Hyundai (3-е место) импорт занимает около трети, говорит Петрунин. Мощности Hyundai в Санкт-Петербурге на пределе, если сократятся продажи за рубеж, завод может переориентировать их на внутренний рынок, говорит он.