Спортивные инвестиции

Краснодарский край вложил 8,6 млрд руб. в четыре спортивных объекта в Краснодаре, но в интересах массового и профессионального спорта зарабатывает на них меньше, чем мог бы
«Баскет-холл» - одна из лучших баскетбольных арен России./ Многофункциональный спортивный центр

«Баскет-холл» площадью 26 000 кв. м и основным залом на 7500 мест и тренировочным на 1500 (с учетом дополнительных может вмещать до 7500 человек) администрация края достроила в сентябре 2011 г., он обошелся в 3 млрд руб., ледовый дворец Ice Palace площадью 20 000 кв. м с основной ареной на 3500 зрителей и тренировочной - на 850 был сдан год спустя и стоил 1,8 млрд руб. Сейчас по соседству с ними строятся за 2,47 млрд руб. бассейновый комплекс с трибунами на 3129 зрителей (включает 50-метровый бассейн и два 25-метровых) и за 1,38 млрд руб. комплекс тренировочных залов для гимнастики, борьбы, тяжелой атлетики, бокса. Все объекты - крупнейшие на юге в своих видах.

Полная загрузка

«Основная задача наших объектов - обеспечение спортивно-тренировочной базой профессиональных клубов и популяризация спорта. Для наиболее эффективной их загрузки ведется также коммерческая деятельность; например, губернатор [Александр Ткачев] ставил задачу, чтобы «Баскет-холл» был также концертным объектом, для него мы специально делали акустический проект для снижения вибрации», - рассказывает Олег Трушкин, директор краевого учреждения «Многофункциональный спортивный комплекс» (МСК), на балансе которого находятся построенные объекты.

В «Баскет-холле» играет и тренируется «Локомотив-Кубань» (один из сильнейших баскетбольных клубов России, финалист единой лиги ВТБ сезона 2012/13) и базируется сборная края по художественной гимнастике; в Ice Palace - специально созданный под арену клуб Высшей хоккейной лиги (второй по силе дивизион) «Кубань», его молодежный и детско-юношеский составы, продолжает Трушкин. Также работают детские секции баскетбола (150 человек), хоккея и фигурного катания (почти 300 человек). Объекты работают с 7 до 24 часов, но, с учетом того что в «Баскет-холле» проводятся соревнования краевого и федерального уровня по гимнастике, единоборствам, спортивным танцам и т. д., игры на Еврокубки гандбольных команд, времени для коммерческих мероприятий остается в графике немного, говорит Трушкин.

За два года работы в «Баскет-холле», продолжает он, прошли четыре концерта (Deep Purple, Стинга, Хулио Иглесиаса и «Хора Турецкого») - все с аншлагами, на октябрь запланирован концерт Земфиры, а на ноябрь - боксерский поединок между Олегом Маскаевым и Кори Сандерсом. Сдаются комплексы в аренду и под корпоративные мероприятия, например, в «Баскет-холле» проходил конкурс видеороликов «Магнита» и намечен семинар Amway, в Ice Palace проходили шоу Ильи Авербуха, а автодилер «Ключавто» презентовал новый внедорожник.

«Мы бюджетное учреждение, у нас утверждены тарифы, и наша рентабельность от коммерческой деятельности не может превышать 15%; например, аренда главного зала «Баскет-холла» стоит 40 000 руб. в час, «Локомотив» за игры платит 30 000 руб. в час, за тренировки - гораздо меньше», - продолжает Трушкин.

Есть и спортивно-коммерческое направление, но в нем рентабельность не может быть выше 5%. Так, в «Баскет-холле» открылся фитнес-центр площадью 300 кв. м с современными тренажерами. «Цены там самые низкие, доступные всем желающим: 150 руб. за разовое посещение, 1500 руб. за 10-разовый абонемент, у клуба 500 постоянных членов», - говорит он. В пяти краснодарских фитнес-клубах, куда позвонили «Ведомости», разовое посещение стоит от 350 до 1000 руб., правда, минимальная цена месячного абонемента в них (неограниченное количество посещений) - 2000 руб.

«В Ice Palace открыто массовое катание, правда, в будни только с 21.00, один час стоит 100 руб. - очень низкая цена для олимпийского катка, на большой арене после 21.00 играют любительские хоккейные команды, аренда - 10 000 руб. в час», - перечисляет Трушкин.

Менеджеры нескольких концертных компаний не смогли оценить, являются ли 40 000 руб. в час адекватной платой за «Баскет-холл». Ростовский концертмейстер говорит, что за концерт в ростовском Ледовом дворце спорта (площадь - 13 000 кв. м, вмещает 5000 зрителей, построен в 1967 г., владеющее им правительство Ростовской области через суд заставляет арендатора закрыться на ремонт) организатор должен заплатить 300 000-500 000 руб.

Менеджер event-компании FBR Унида Оппаходжаева говорит, что для стандартных корпоративных мероприятий Ice Palace и «Баскет-холл» слишком велики, но для концертов и крупных событий в Краснодаре им практически нет альтернативы - муниципальный зал «Олимп» вмещает около 3000 зрителей, но он старый. «С учетом этого их арендная плата кажется нормальной», - добавляет она.

Окупаемость не запроектирована

Трушкин говорит, что «Баскет-холл» в идеале будет принимать 4-5 крупных концертов в год, больше не позволит спортивный график: «После концерта в 2011 г. Стинга, у которого очень серьезные требования к акустике, к нам стало поступать много предложений, но мы не все принимаем».

МСК сам зарабатывает примерно 30% своего годового бюджета, а 70% обеспечивает бюджет края, говорит Трушкин: «Мы могли бы зарабатывать больше, но тогда не были бы социальным спортивным объектом». У него примерно 160 сотрудников, но самые большие статьи расходов - это коммунальные платежи и налог на имущество. В этом году край перечислит МСК примерно 100 млн руб., говорит замгубернатора Краснодарского края Иван Перонко.

«Баскет-холл» построен по типовому проекту, разработанному институтом «Татинвестгражданпроект», такой зал построил для себя казанский БК «Уникс» еще в 2003 г. «Содержание комплекса нам обходится примерно в 36-38 млн руб., раньше в нем проводились концерты, но несколько лет назад от них пришлось отказаться, так как акустика немного не соответствует требованиям, - говорит замгендиректора «Уникса» Салават Фарахутдинов. - Но все равно за счет доходов комплекса от республиканских мероприятий и волейбольного клуба «Зенит», который до этого сезона базировался у нас, удавалось окупить затраты на содержание».

«Я считаю краснодарский «Баскет-холл» лучшей на сегодняшний день баскетбольной ареной в России, на втором месте - казанский «Баскет-холл», - говорит президент «Локомотива-Кубани» Андрей Ведищев. - Есть современные дворцы в Химках, Люберцах, они чисто баскетбольные, ничем не превосходят «Баскет-холл», но уступают по вместимости. А сильнейший клуб России ЦСКА играет домашние матчи в универсальном спортивном комплексе ЦСКА, построенном к Олимпиаде-80 и вмещающем 5000 зрителей». По его словам, клуб арендует арену по льготным ставкам, но и эти затраты край компенсирует почти в полном объеме.

Ведищев добавляет, что в мире и Европе много примеров, когда универсальные спорткомплексы сами зарабатывают на свое содержание и приносят прибыль: «Но для этого дворец изначально надо строить и оборудовать под конкретную управляющую компанию - «Баскет-холл», по-моему, все же задумывался как спортивный объект; например, по практике, окупаются проекты вместимостью от 10 000-12 000 зрителей, тогда легче привезти популярных артистов, эффективнее билетная программа».

Зрительская отдача

Перонко говорит, что в крае несколько лет действует программа поддержки игровых видов спорта, которая предусматривает в том числе и привлечение именитых специалистов: «Мы берем пример с Казани, в которой сильные клубы во всех популярных игровых видах (см. врез), губернатор [Александр Ткачев] ездил туда, смотрел опыт». «Мы находимся на правильном пути, - добавляет он, - матчи хоккейного клуба «Кубань» проходят при полном зале, на волейбольное «Динамо» зал «Олимп» (3000 зрителей) наполняется хорошо, хоть и не полностью, на матчи гандбольных клубов, мужского и женского, собираются по 1500-2000 человек. Когда достроим в «Городе спорта» плавательный комплекс (конец 2014 - начало 2015 г.), поставим вопрос о создании ватерпольной команды».

В прошлом году на домашние матчи «Локомотива» в среднем приходило 4500 зрителей, это самый посещаемый клуб в России и во всей лиге ВТБ (включает сильнейшие клубы постсоветского пространства), говорит Ведищев. В сезоне 2013/14, который стартует через неделю, «Локомотив» дебютирует в главном европейском турнире - Евролиге. «Мы уже продали почти 1000 абонементов, в 3-4 раза больше, чем на прошлый сезон, и эта цифра вырастет, так как наши люди привыкли все покупать в последнюю очередь», - добавляет Ведищев.

В этом году краевой и все муниципальные бюджеты направят на поддержку спорта 10,5 млрд руб., это вдвое больше, чем в 2009 г., говорит Перонко.