«Я играл тупых американцев»

Фестиваль американского кино привез в Москву ретроспективу Уита Стиллмана, мэтра современной комедии нравов, продолжателя традиций Вуди Аллена и французской «новой волны»
Nikholas HUNT/ AP

Автор «Золотой молодежи», «Барселоны», «Последних дней диско» и «Девиц в беде» приехал на московские показы своих фильмов - и ответил на вопросы «Ведомостей».

- Молодые люди в ваших фильмах разговаривают как колумнисты New York Times.

- Надеюсь, лучше. Как минимум, на уровне колумнистов The Wall Street Journal.

- Во всяком случае, они очень чувствительны к культурологии и социологии.

- Это то, что дает образование.

- Сегодня в Америке слово «буржуазный» несет негативную коннотацию?

- Своих героев я называю буржуа-идеалистами. Они непрактичны, в них нет этого определяющего для буржуа качества. Когда в семье есть старые деньги, то в новом поколении они не так уж важны. Можно позволить себе романтические идеи. Это роскошь, которую буржуазия приобретает со временем. Сегодня буржуазия стала менее буржуазной в своих вкусах.

- На русский недавно перевели книгу Дэвида Брукса «Бобо в раю», она примерно об этом.

- Он все правильно описывает. Слияние буржуазии и богемы. Но мне это не нравится. Мы были вместе на одной политической дискуссии и все время спорили. Он не идеалист. И кстати, тоже пишет для New York Times.

- После фильма «Барселона» захотелось расспросить вас про стереотипы, связанными с американцами.

- О, я много знаю об этом. Столько раз играл тупого американца в испанских фильмах своих друзей. Я очень люблю традицию дурацкой комедии. Это не значит, что она должна быть плохо написана. Просто шутки будут про идиотов. Люди очень серьезно к этому относятся, обижаются. Многим не понравился мой последний фильм «Девицы в беде», потому что в нем было много этой идиотической комедии.

- «Милую Фрэнсис» Ноя Баумбаха видели? Героиня Греты Гервиг не кажется вам повзрослевшей «девицей в беде»?

- Грета Гервиг дорога моему сердцу, и я восхищаюсь тем, что она делает. Но фильм «Милая Фрэнсис» не кажется мне продолжением «Девиц в беде». Это гораздо более спонтанное, более свободное кино, а мои фильмы очень спланированы.

- Возможна ли сегодня американская комедия нравов?

- Если говорить об американском кино, высокая комедия здесь начинается с Вуди Аллена. Ранний Джармуш и ранний Спайк Ли оказали на меня огромное влияние. Но мне нравится комедия в более широком смысле. В каждом хорошем фильме есть Билл Мюррей. Многие добились успеха именно благодаря близости к нему: София Коппола и Уэс Андерсон. И даже Джим Джармуш со «Сломанными цветами». Я сожалею, что мы с ним не знакомы и он никогда у меня не снимался. Наши ценности - это Уилл Феррелл и Билл Мюррей.

- В ваших фильмах есть шутки про секс у катар, распевание религиозных гимнов и танцы с Библией.

- В моем последнем сценарии, который я никак не сниму, есть ангелы. Но они смешные. В Америке и на Ямайке с этим нет проблем, а в Великобритании, где я пытался раздобыть финансирование, категорически не хотят затрагивать религиозные темы. Они антирелигиозны. В Америке даже очень религиозные люди могут шутить.

- Скажите, спонтанные танцы - важная часть вашей жизни?

- Мало кто хорошо знает ранние музыкальные фильмы 30-х гг. вроде «Под крышами Парижа» Рене Клера. А там все ходят в кафе и рестораны, где принято танцевать. И это такая приятная общественная жизнь. В литературе от Джейн Остин до Толстого всегда есть балы. Надеюсь, когда-нибудь эти социальные ритуалы вернутся.

- Я так жалею, что у нас нет всех этих балов дебютанток и брачных объявлений в газетах.

- О, да. Ну это все можно придумать. Группа людей всегда может создать собственные правила поведения.

- Ну это будет позерство в духе Оскара Уайльда.

- Дендизм - это прекрасно.