Enel просит сочувствия

Гендиректор Enel Фульвио Конти попросил у властей сочувствия к российской энергетике. Это первый случай, когда крупный ино­странный инвестор выражает недовольство происходящим в отрасли
Alessia Pierdomenico/ Bloomberg

«Я прошу вас отнестись к отрасли с сочувствием <...> чтобы отрасль становилась прибыльней, чтобы приходили новые инвесторы», - попросил Конти премьера Дмитрия Медведева на инвестиционном форуме в Сочи (цитата по «Интерфаксу»). Конти, чья компания договорилась о продаже «Роснефти» доли в газодобывающей «Северэнергии» за $1,8 млрд, называет инвестиции в российскую энергетику стратегическими. Продавать 56,43% акций «Энел ОГК-5» Enel не собирается, говорит Конти. Но компания готова инвестировать в российскую энергетику, если «рынок будет правильным, открытым», передает «Интерфакс» слова Конти.

Иностранных инвесторов (см. врез) привлекли в энергетику выгодные условия строительства новых станций - договоры на поставку мощности (ДПМ). Они обязывают строить новые станции, но гарантируют возврат инвестиций. В таких договорах фиксируются площадки, объем и срок строительства. Все ОГК и ТГК подписали договоры на строительство энергоблоков примерно на 25 ГВт; их оценочная стоимость - около 3 трлн руб. Эти вложения инвесторы должны вернуть в течение 15 лет за счет платежей за мощность от потребителей, цена которой должна покрывать постоянные расходы на строительство. Но в 2011 г. правительство поменяло правила. Рост цен был ограничен, чтобы сдержать инфляцию. Изменился порядок оплаты мощности, что сделало прямые договоры между компаниями невыгодными, и др. В марте 2011 г. на конференции «Ведомостей» тогдашний председатель совета директоров «Энел ОГК-5» Доминик Фаш заявил: «Если бы знал [к чему приведет реформа отрасли], то не пришел [бы]».

Теперь правительство замораживает тарифы естественных монополий, что, как подсчитала ФСТ, отразится и на условиях ДПМ. В пятницу Конти сказал, что понимает политическое решение и уважает его, но считает, что оно должно быть краткосрочным - на месяц или год, в долгосрочной перспективе оно может иметь негативный эффект. По его оценке, на модернизацию устаревающих мощностей в российской генерации и сетях требуется более 650 млрд евро до 2035 г. Решения о строительстве и модернизации электроэнергетических объектов должны приниматься сейчас, в противном случае «через пять лет в России может не хватать энергии», сказал он: «Мы должны знать сейчас, в каких условиях работать, будет ли достаточно гарантий для возврата наших капиталовложений после замораживания и изменения системы платы за мощность [по ДПМ]».

Реформа, несмотря на либерализацию рынка, не привела к снижению цен на электричество, так как из-за слишком большой «зарегулированности» не сформировалась конкуренция, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По данным Института проблем естественных монополий, с 2008 по 2013 г. цена 1 кВт ч для промышленных потребителей в России выросла вдвое с $0,3 до $0,6. ДПМ прямо и косвенно влияет на рост цен, говорится в июньском исследовании института. Так, с 2011 по 2013 г. совокупная стоимость ДПМ и вынужденной генерации (станции, которые не прошли конкурентный отбор мощности из-за слишком высоких ценовых заявок) выросла с 22-23% до 40%. При этом цена мощности по ДПМ в 5-8 раз выше, чем той, что сформировалась в результате конкурентного отбора, говорится в материалах института (600-1200 кВт ч в месяц).

Правительство должно выполнять обещания, считает Пикин. «ДПМ определяют инвестиционный климат в России. Если какая-то популистская голова захочет изменить условия ДПМ, это будет означать конец инвестиционного климата в России», - заявлял и гендиректор «Фортума» Александр Чуваев. ДПМ устранили угрозу, связанную с нехваткой электроэнергии, напоминает гендиректор «Э.Он Россия» Максим Широков. Но отрасли необходимы дополнительные ресурсы для модернизации устаревшего оборудования, подчеркивает он. «Конечно, мы выполняем условия в рамках ДПМ-проектов, которые очень масштабны. И нас чрезвычайно волнует, что в нашем обществе на волне изыскания дополнительных резервов для бюджета начинают обсуждаться возможности каким-то образом изменить действие этого механизма. Фактически это обозначает нарушение договоренностей, которые использовались для привлечения иностранных инвестиций в том числе. Это окончательно подорвет доверие к инвестклимату в России, который и без того небезупречен», - говорит топ-менеджер.