Инфраструктура без денег

У государства нет ресурсов для увеличения финансирования инфраструктуры: у ВЭБа не останется пенсионных накоплений для покупки инфраструктурных облигаций, ресурсы ФНБ ограничены, а у бюджета другие приоритеты
Госденьги не доедут до проектов монополий./ Борис Кавашкин/ ИТАР-ТАСС

В бюджетном послании на три года президент Владимир Путин призывал направить «на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов ресурсы фонда национального благосостояния (ФНБ) и пенсионные накопления». Но оказалось, что направить на инфраструктуру государству больше нечего.

Риски для пенсий

С 2014 г. ВЭБ не сможет покупать инфраструктурные облигации, предупредил в пятницу директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов (его цитаты по «Интерфаксу»): «Перспективы не то что не радужные, их, в общем, нет. <...> Средств у нас не будет».

Причина - пенсионная реформа: чтобы сократить трансферт Пенсионному фонду, правительство решило обнулить накопительную часть пенсии молчунов в пользу страховой и не оставлять им 2%. Эти деньги позволят сэкономить около 350 млрд руб. в 2014-2016 гг., объясняла первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Сейчас под управлением ВЭБа 1,7 трлн руб. молчунов (см. врез). В конце прошлого года правительство разрешило ВЭБу вкладывать пенсионные накопления в инфраструктурные облигации. Предполагалось, что в 2013 г. ВЭБ инвестирует в них 200 млрд руб., большая часть суммы уже вложена. Больше всех досталось РЖД. Лимит на выкуп облигаций монополии на 2013 г. недавно был увеличен со 100 млрд до 150 млрд руб., рассказал Попов. С начала года РЖД уже разместила облигации на 75 млрд руб., основным покупателем был именно ВЭБ. Госкорпорация также купила 35-летние облигации ФСК ЕЭС (дочернаяя компания ОАО «Россети») на 26 млрд руб. До конца года ВЭБ приобретет облигации еще одной монополии - «Газпрома», сообщил Попов, лимит - 30 млрд руб.

Сумма инвестиций в инфраструктурные облигации на 2014 г. еще не определена, рассказывает человек, близкий к ВЭБу: до решения об обнулении накопительной части пенсии ВЭБ присматривался к планам госкомпании по выпуску облигаций, но теперь все лимиты выбраны - и, если деньги из ПФР больше не поступят, новых инвестиций не будет. «А жаль: это была вполне надежная и доходная инвестиция», - вздыхает собеседник «Ведомостей».

Правда, ВЭБу достанется часть накоплений клиентов НПФ. Сумма может быть ниже, чем предполагалось, рассказывают федеральные чиновники (см. статью на стр. 01). К тому же вложить эти деньги в инфраструктуру ВЭБ не вправе, объяснял Попов: эти средства могут инвестироваться только в краткосрочные депозиты, чтобы обеспечить их возврат по первому требованию.

Идея использовать пенсионные накопления для финансирования новых инфраструктурных проектов всегда вызывала вопросы, замечает Александр Морозов из HSBC: в мировой практике пенсионные накопления в основном вкладываются в проекты, которые уже генерируют денежный поток и дадут гарантированный доход.

Риски для резервов

Другим источником финансирования инфраструктуры мог стать ФНБ. Первые проекты для него выбрал Путин: по 150 млрд руб. на развитие БАМа и Транссиба, высокоскоростную железную дорогу Москва - Казань и Центральную кольцевую автодорогу вокруг Москвы (ЦКАД). Кроме того, по 100 млрд руб. на свои проекты хотели бы получить «Россети» и «Русгидро».

Но Минфин раздавать деньги ФНБ не готов. Рассматривать новые проекты можно только в 2015 г., когда в фонд начнут возвращаться деньги, использованные для борьбы с кризисом, говорил министр финансов Антон Силуанов. За счет нефтегазовых доходов ФНБ в ближайшие годы не пополнится (сейчас в нем 2,88 трлн руб., или 4,3% ВВП) - все они перечисляются в резервный фонд (2,83 трлн, или 4,3% ВВП), пока он не достигнет 7% ВВП, а произойдет это не раньше 2020 г.

С учетом трех проектов, названных Путиным, 40% средств ФНБ уже инвестированы в рублевые активы. Если доля достигнет 50%, вырастут риски, предупредил Силуанов: деньги могут потребоваться для пенсионной реформы, расчетов с вкладчиками, для НПФ.

А инфраструктурные проекты - это риск, деньги могут и не вернуться, признал вице-премьер Аркадий Дворкович. Вопросы у Минфина вызывает проект магистрали Москва - Казань. Нужно объективное финансово-экономическое обоснование, подчеркнул Силуанов: если будет видно, что средства ФНБ не вернутся, можно будет увеличить долю бюджетного финансирования. Риски в проекте видит и министр экономического развития Алексей Улюкаев: «Он исходит из определенных гипотез о пассажиропотоке, которые мне неочевидны».

Пока для использования средств ФНБ готов только проект ЦКАД, считает Улюкаев. «Автодор» оценивал стоимость строительства в 300 млрд руб., половину даст ФНБ, остальное - примерно поровну бюджет и частные инвесторы.

Дело даже не в рисках конкретных проектов, замечает Морозов: не было широкого обсуждения, нужны они или нет. Средствами ФНБ рисковать нельзя, он может понадобиться для выполнения своей непосредственной функции - страховки пенсионной системы, а инвестиции в инфраструктуру должен обеспечивать бюджет, считает он. Причем тратить их нужно не на отдельные крупные проекты, а на расшивку узких мест там, где это наиболее необходимо, говорит Морозов.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"