Каникулы для 10%

Правительство решилось на налоговые каникулы для малого бизнеса. Но льготу смогут получить лишь около 10% предпринимателей, да и то по желанию регионов

Регионам и местным органам власти нужно дать возможность «вводить налоговые каникулы для новых малых предприятий в определенных, прежде всего производственных» сферах, написал премьер Дмитрий Медведев в статье для «Ведомостей». Речь идет о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей, уточняет его пресс-секретарь Наталья Тимакова.

Летом деловые организации предложили освободить на два года новых предпринимателей от всех налогов. Из-за повышения ставки страховых взносов за январь - август их число сократилось на 410 000 человек до 3,47 млн. Госдума пересмотрела это решение (см. врез), но исход продолжался.

Идея льгот активно обсуждалась в правительстве. Изначально планировалось, что «уйти на каникулы» смогут все впервые прошедшие регистрацию предприниматели вне зависимости от используемой ими налоговой системы и рода занятий. Сейчас их платежи невелики (см. график), но Минфин опасался, что «налоговый рай» для малого бизнеса станет «налоговой дырой» для бюджета.

Предприниматели смогут покупать имущество и не платить налог с него, от налогов будут освобождены даже доходы от биржевой торговли, говорил чиновник Минфина. Бизнес начнет дробиться на множество индивидуальных предпринимателей, объясняет чиновник ФНС. По истечении двух лет предприниматели будут перерегистрировать бизнес на членов семьи, говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью «Газете.ru», пока ФНС не представит план, как снизить риски, нельзя создавать дыру в налоговой системе.

Медведев признает риски, но их можно снизить «при должной системе контроля», пишет он. Минфин предлагает ввести прямой запрет на применение льготы при перерегистрации предпринимателей, при передаче бизнеса супругам, близким родственникам или любым аффилированным лицам, рассказывают два федеральных чиновника, знакомых с позицией ведомства.

Кроме того, Минфин хочет ограничить круг льготников предпринимателями, платящими налоги по упрощенной системе (6% с дохода или 5-15% с дохода минус расходы), и занимающимися производством, знают два чиновника. Концепция такая, объясняют они: не менее 70% доходов предприниматель должен получать от реализации товаров собственного производства, ставку по упрощенной системе регионы смогут опускать до 1-2% на срок до двух лет. Регионы уже вправе снижать этот налог для определенных категорий бизнеса с 15 до 5%, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

В таком виде льгота коснется очень немногих, лишь 10% предпринимателей занимаются производством, сетует вице-президент «Деловой России» Николай Остарков: тех, кто печет пирожки, жарит и продает семечки. Непонятно, чем хуже таксисты, владельцы автомоек или ремонтных мастерских, недоумевает он, предлагая расширить применение льготы.

Минэкономразвития пока не выработало позицию, говорит сотрудник министерства. Какой смысл устанавливать ограничения, если поступления от индивидуальных предпринимателей и так ничтожны, говорил чиновник Минэкономразвития. Ведомство утверждало, что бюджет только выиграет от льгот: новички-предприниматели почти не платят налоги, зато на третий год работы поступления от них вырастают в 5-7 раз. По расчетам замминистра экономического развития Олега Фомичева, предприниматели, получившие льготу в 2014 г., через два года заплатят в бюджет 11,6 млрд руб. (копия его письма в Минфин есть у «Ведомостей»).

Правительство, скорее всего, поддержит Минфин, думает чиновник Белого дома. Представитель Шувалова от комментариев отказался, с его коллегами из Минэкономразвития и Минфина связаться не удалось.

Снижения ставки недостаточно, отмечает Костальгин: законодатель установил закрытый перечень расходов, из-за этого эффективная ставка налога может достигать 20%, а то 50%. А вот идея вводить льготу по ре­шению региональных властей правильная, считает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, фактическая нагрузка на предпринимателей везде разная: например, страховые взносы (сейчас около 16 000 руб. в год) для предпринимателей отдаленной деревни - тяжкое бремя, а в Москве - не деньги.