Оуэн Патерсон: «Продвигать виски - часть моей работы», - Оуэн Патерсон, министр сельского хозяйства Великобритании

Оуэн Патерсон о силе британского бренда, истинном качестве, о возобновлении поставок британской говядины и ягнятины в Россию и о том, что могут сделать технологии с сельским хозяйством
WILL OLIVER/ AFP

1993

управляющий директор Британской кожевенной компании

1997

член парламента Великобритании от консервативной партии

2003

министр сельского хозяйства теневого кабинета Великобритании

2010

министр Великобритании по делам Северной Ирландии

2012

министр по делам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании

Защитник ГМО

Оуэн Патерсон выступает в защиту генетически модифицированных продуктов (ГМО). Его аргументы таковы: «17 млн фермеров культивируют 170 млн га в 28 странах, площадь посевов составляет семь поверхностей Великобритании. Зачем использовать столь огромные территории, если при помощи технологий безопасно и эффективно можно производить качественную продукцию на меньшей площади. Естественно, мы уважаем позицию других стран. В России существует очень осторожное отношение к ГМО. Но я вас уверяю: это сейчас очень хорошо отработанная технология. Те страны, которые не используют эту технологию, могут сильно отстать. Такова опасность».

Министру по делам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании Оуэну Патерсону удалось снять длившийся 18 лет запрет на импорт британского мяса в Россию. Несмотря на высокую конкуренцию на российском рынке, он уверен в перспективах продаж. Высокое качество продукции поможет победить конкурентов, прогнозирует он, а число британских компаний, работающих в России, будет увеличиваться.

- Как вам Москва?

- Очень интересный визит. Я здесь не был с середины 90-х гг., за это время число британских автомобилей сильно выросло.

- Понятие «английское качество» всегда говорило о многом. Как поживает британский бренд в эпоху новых технологий?

- Британские бренды имеют высокую репутацию - это касается и автомобилей, и моды, и одежды, и кино. Продовольствие - часть этой культуры. Кстати, прошедшие празднования - юбилей королевы, королевская свадьба, Олимпийские игры - еще сильнее укрепили статус и восприятие британского бренда.

- А вы чувствуете риск для своей традиционной продукции со стороны новых технологий?

- Великобритания всегда была традиционно сильным производителем и экспортером шерсти, но в эпоху искусственных волокон, например фибры и флиса, есть риск, что потребители предпочтут товары ХХI в. и старая добрая шерсть окажется не у дел. Натуральная продукция всегда будет в цене, спрос на нее сохранится.

- А если взять еще один символ. Rolls-Royce на электробатареях - это возможно?

- Об этом вам лучше спросить Rolls-Royce. К тому же автомобили не моя епархия. Но высокие технологии активно внедряются на британском транспорте. В Лондоне, например, появились новые автобусы на гибридном двигателе. Это новая технология - они чрезвычайно эффективны, и с точки зрения окружающей среды это чистая технология.

- Как себя чувствуют британские производители? Как у них идут дела в России?

- Экспорт британских продуктов питания и напитков вырос очень сильно - на 220% с 2000 г. и сейчас составляет 121 млн фунтов стерлингов. Что только не продается в России! Большое множество британских продуктов - и молочная, и кондитерская продукция, и рыба, и чай. Кстати, английское игристое вино всегда выигрывает, когда проводится дегустация вслепую.

- Вы делаете ставку на российский рынок?

- В России колоссальные возможности для британского бизнеса. Продажи шотландских виски увеличиваются быстро. Я по долгу своей работы каждые три недели езжу в Шотландию. Продвигать виски - это часть моей работы. И хочу сказать, многие просто не знают, насколько успешно шотландский виски завоевывает позиции на мировом рынке. Вот хороший пример: во Франции потребление виски местными жителями за месяц превышает потребление ими коньяка за год. Так что недооценивать невероятную популярность виски и успеха по всему миру нельзя.

- А в России?

- Очень интересная динамика. До того как российская экономика была закрыта, сюда виски просто не поставлялись. А когда экспорт пошел, успех продукции оказался невероятным. Очень хорошо идут дела.

- Одна из целей вашей работы - защитить шотландский бренд виски от подделок. В том числе в России. Как вы можете помочь вашим производителям?

- Мы знаем, что есть поддельная продукция, и мы работаем с правительствами, чтобы ликвидировать ее. Это проблема не только России. В прошлом ноябре у меня была поездка в Китай по этому поводу, сотрудничество с властями оказалось успешным - было закрыто несколько производств контрафактной продукции. Не в интересах ни одной из стран иметь у себя производство дешевой, непонятного качества и зачастую даже опасной продукции, которая продается под ведущим брендом.

- Как вы можете защитить производителя?

- Конечно, мы не можем защитить напрямую. Но мы можем работать с ответственным правительством и выстраивать систему, которая позволит защищать производителей.

- В России система защиты прав работает недостаточно хорошо. Нужно менять законодательство?

- Я не эксперт по российскому праву, не могу сказать, нужно ли принимать дополнительные нормы. Но если мы строим торговлю между странами, то мы уважаем систему друг друга: это в интересах каждой стороны выстраивать целостность бренда. Это в интересах самой России.

- Есть ли какие-либо оценки упущенной выгоды - сколько ваши компании потеряли доходов из-за подделок?

- Таких оценок нет, можно только предположить, учитывая огромный размер рынка. Виски - одна из самых ценных статей британского продовольственного экспорта: его стоимость - 4,3 млрд фунтов стерлингов сейчас, продукция отправляется в 200 стран.

При этом напиток зарегистрирован как географическое наименование в странах Евросоюза, Китае и на других рынках, но в России этого нет.

- Какие еще проблемы?

- Мы достигли нового соглашения по экспорту мяса. Запрет на ввоз британской говядины и баранины в Россию был введен 18 лет назад из-за распространения вируса коровьей губчатой энцефалопатии. Переговоры были долгими, но в сентябре мы подписали торговое соглашение с зампредседателя правительства Аркадием Дворковичем. Так что теперь ваша страна будет импортировать британское мясо.

- На какой объем поставок рассчитываете?

- Соглашение предполагает поставки на 100 млн фунтов стерлингов за три года.

- Это, вы считаете, будет хорошим результатом?

- Если отсчитывать с нуля, после 18 лет отсутствия на рынке, это очень приличный объем.

- Но в России за время вашего отсутствия конкуренция сильно выросла.

- О да, в ресторанах география поставок мясной продукции очень широка - говядина из Австралии, баранина из Новой Зеландии... Мы победим их всех - у нас продукция лучшего качества. Нигде нет такой травы, как у нас, которой кормится скот. К тому же у нас эффективная система проверки качества продукции, производственные мощности - мирового уровня. Но самое главное - это сырье.

- Когда вы говорите «сырье» - вы что имеете в виду?

- Вкусовые качества - это вопрос хорошего качества пастбищ и произрастающих на них растений.

- Кто ваши главные конкуренты?

- Австралия, Бразилия, Аргентина.

- И ни у одной страны нет такой же продукции?

- Нет, ни в одной. Здесь мы перекрываем всех.

- А по цене доставки - дешевле экспортировать из Великобритании, чем из Австралии?

- Конечно, они же используют воздушные перевозки. Я разговаривал вчера с предпринимателем, который поставляет мясо из Австралии. Нет, это сумасшествие. Это дорого. Мы можем поставить продукт в течение трех дней.

- То есть вы думаете, что ваша продукция обойдет конкурентов и благодаря более выгодным ценам?

- Когда начнутся поставки в предполагаемом объеме, должна стать дешевле. Если конкуренты используют самолеты, наша продукция вне конкуренции.

- А вы уже пробовали мясо из Великобритании в Москве?

- Да, на ужине в посольстве.

- И откуда было мясо?

- Из Дорсета, на юге Англии. Всем очень понравилось. Шеф-повар сказал, что это мясо намного лучше, чем любое, которое он когда-либо получал из других стран.

- А как ваши производители намерены расталкивать конкурентов? В России производителям довольно трудно выходить на потребителя и налаживать отношения с розничными сетями, договориться с ними, получить достаточную квоту, чтобы продавать.

- Ну это вопрос не правительства - помогать компаниям делать бизнес. Это дело самого бизнеса - выстраивать отношения с партнерами.

Задача правительства - работать с правительствами других стран, давать компаниям ключ от рынка, а как, что и куда продавать, решает уже бизнес.

- В России довольно сложное законодательство, которое не отличается дружелюбием к бизнесу.

- Мы даем компаниям шанс, а как они им воспользуются - не наше дело.

- А вы намерены развивать британское производство на российской территории, будете делиться опытом или вы хотите экспортировать знания?

- Мы хотим сделать Великобританию мировым центром исследований и разработки технологий в сельском хозяйстве. Правительство одобрило агротехнологическую стратегию, и теперь мы ее воплощаем в жизнь. Исследовательские институты и университеты разрабатывают идеи и технологии и работают совместно с фермерами, чтобы воплотить эти новшества все в практику. Я разговаривал с премьер-министром, он очень поддерживает сотрудничество с Россией в экспорте технологий и экспертизы.

- Каков главный фактор успеха британского сельского хозяйства - вековые традиции и опыт или активное внедрение технологий и инноваций или, может быть, что-то еще? Климат-то для развития сельского хозяйства в Великобритании не очень хороший.

- Ваше последнее утверждение - это нонсенс! У нас очень хороший климат для выращивания определенных культур.

- По сравнению со Средиземноморьем, например, погода явно проигрывает.

- Конечно, мы не выращиваем манго или бананы - вы правы, для этого у нас неподходящий климат. Но у нас очень хорошее территориальное расположение для производства качественных продуктов питания. И у нас очень инновационное сельское хозяйство. Мы выводим 6000 новых продуктов каждый год.

- В сельском хозяйстве многое зависит от погоды, всегда есть риски катаклизмов. Насколько велики непрогнозируемые риски в сельском хозяйстве?

- От погодных сюрпризов, конечно, никто не застрахован, но они случаются везде: и в Европе, и в США, и в других страна. Но в этом году погода в Великобритании была, кстати, значительно лучше, чем в прошлом году.

- Есть какие-либо другие проблемы с экспортом в Россию?

- Мы много разговаривали с экспортерами. Но главный фактор их успеха на российском рынке - это хороший партнер. Если они его находят, проблем уже нет.

- Компаниям вы не помогаете, а только даете ключ. А как, по вашим ощущениям, британских компаний будет больше?

- Будет больше и больше появляться. В России сильно выросло благосостояние населения, и люди хотят получать товары высокого качества. Конечно, новый рынок трудно осваивать поначалу. Но ведь компаниям удается это делать. Вот посмотрите на экспортеров виски - они начали с нуля, а стали сильным игроком на местном рынке и станут еще больше.

- А висковарни переносить сюда не собираются?

- Такого пока не обсуждалось. Но у нас есть компании, которые имеют здесь производство. Одна из компаний занимается разведением свиней в Белгороде. Бизнес становится все успешнее, они признали: используя технологии, можно вывести производство на новый уровень.