Кто воспитывает гендиректоров

Далеко не каждому топ-менеджеру удается занять пост гендиректора. Гораздо больше шансов у тех, кто не упускает возможности поучиться у своего начальника. Особенно если с начальником повезло
Дуглас Конант, бывший гендиректор Camрbell Soup, сумел подготовить по крайней мере пять CEO./ Sabina Louise Pierce/ AP

Едва ли есть какой-то секрет в том, как можно получить должность гендиректора. Но даже самый сильный кандидат может допустить оплошность и сбиться с верного пути, утверждают специалисты по лидерству.

Избежать серьезных оплошностей могут помочь старшие товарищи, те, кому однажды уже удалось взобраться на самую вершину корпоративного мира. Лучше других наставлять своих протеже на правильный путь до сих пор удавалось двум известным американским менеджерам - Дугласу Конанту и Фреду Хассану. Пятеро бывших подчиненных Конанта в компании Campbell Soup со временем возглавили пять крупных публичных компаний. Среди них Шон Коннолли из Hillshire Brands и Крис Делани из Goodman Fielder.

Точно так же исполнились мечты и восьми подопечных Хассана, бывшего гендиректора Pharmacia и Schering-Plough. Среди них - Стивен Макмиллан из Stryker и Хью Грант из Monsanto. Девятый подопечный, Брент Сондерс, должен вскоре возглавить Forest Laboratories.

Вот четыре урока лидерства от Конанта и Хассана, увиденных глазами четырех их протеже.

Результат любой ценой

«В одних случаях нужно все тщательно обдумывать, в других - действовать более активно», - говорит Конант. Но не всегда легко вычислить, как вести себя в конкретных обстоятельствах.

Коннолли возглавил подразделение по производству супов в американской Camрbell Soup в 2004 г., через два года после прихода в компанию. Он мало что знал о главном продукте компании, продажи которого росли медленно. Молодой менеджер решил взять паузу, чтобы разобраться в бизнесе, которым ему предстояло руководить. Но Конант, бывший тогда гендиректором компании, не согласился. «Надо продолжать продвигать продукт, - сказал он новоиспеченному главе подразделения и добавил: - Нужно добиться результата во что бы то ни стало».

Коннолли действовал быстро. Результаты работы его подразделения улучшились за один год. Рост продаж подхлестнуло введение новой линии инновационных продуктов Gourment Bisque - она включает несколько изысканных супов, созданных благодаря новым технологиям. Коннолли впоследствии возглавил североамериканское подразделение Campbell Soup (самое большое подразделение компании). В июне 2012 г. Коннолли стал гендиректором продуктовой компании Hillshire Brands, которая ранее именовалась Sara Lee и поменяла название после того, как занялась продажей кофе и чая.

Под наблюдением совета директоров

Хассан пригласил Макмиллана в Pharmacia в 2000 г. Новый топ-менеджер должен был отвечать за подразделение потребительских продуктов компании и еще за четыре более мелких по размеру филиала. Хассан рассказывает, что уже очень скоро известил членов совета директоров о том, что Макмиллан имеет «все шансы стать в будущем гендиректором».

Еще до презентации в совете директоров Хассан провел с Макмилланом коучинговую сессию на тему, как он должен себя держать. «Прислушайтесь к тому, что говорят директора. Они вас не обманут», - сказал он своему протеже.

Уильям Парфет, член совета директоров Pharmacia, был настолько впечатлен выступлением Макмиллана, что в 2003 г. пригласил его на должность гендиректора Stryker, где Парфет тоже входил в совет директоров. Так в 2005 г. Макмиллан в 41 год стал гендиректором крупной компании - производителя медицинского оборудования. И все же в начале прошлого года Stryker распрощалась с Макмилланом. Частично это произошло потому, что некоторых директоров начали беспокоить слухи о связи гендиректора с бывшей бортпроводницей его корпоративного самолета. Слухи стали распространяться именно тогда, когда его жена подала на развод, рассказывают источники, знакомые с ситуацией. Сейчас, оборачиваясь назад, Макмиллан говорит, что пришел в Stryker, когда еще только постигал нюансы управления советом директоров. Знаниями с ним делился Хассан. «Управление советом директоров не было моей сильной стороной в Stryker. Мне было очень трудно», - признается теперь он.

Макмиллан говорит, что в следующий раз он будет «более разумным и зрелым руководителем» публичной компании, если его на такую должность позовут. «Я буду более открытым с членами совета директоров и более аккуратным в вопросах смены директоров в совете», - объясняет он.

Выбор правильных целей

Грант был вторым лицом в компании Monsanto, которую Pharmacia купила в 2000 г. Он неоднократно наблюдал, как Хассан использует в работе многофункциональные команды сотрудников. «Он собирал в одну команду людей с разным функционалом. Они все имели равное право голоса в деле продвижения идей. Фред всегда принимал самое активное участие в обсуждении», - рассказывает он.

Хассан полагает, что такой способ работы помог Monsanto быстрее интегрироваться в Pharmacia. В 2003 г. Грант был назначен гендиректором Monsanto.

Опыт работы в Pharmacia показал Гранту, что значит быть эффективным руководителем. Он говорит, что «Хассан был готов выслушать любые мнения», а многофункциональные команды «помогали довести до ума любое решение», которое Грант принимал вместе с коллегами.

Признание ошибок

Конант нанял Делани в 2004 г. Но три года спустя президент подразделения развивающихся рынков Campbell Soup допустил промах. Он пытался поэтапно вывести на рынок Китая бульоны Campbell Soup. Но через полгода операция закончилась провалом. «Это обошлось нам очень дорого. Я вынужден был предстать перед Дугом и сказать, что я его разочаровал», - вспоминает Делани.

Его команда разработала новую версию супа, но и та тоже не имела успеха на китайском рынке.

Конант вспоминает эту ситуацию так: «Делани взял на себя ответственность за провал и тем самым показал себя мужественным управленцем». Впоследствии он повысил Делани, сделав его главой азиатско-тихоокеанского подразделения Campbell Soup.

В 2011 г. Делани стал гендиректором крупнейшей австралийской продовольственной компании Goodman Fielder. По его словам, он до сих пор пользуется советами Конанта. Самым важным он считает умение подбирать в команду людей, которые вписываются в культуру компании и разделяют ее базовые ценности. Однако Делани старается такими людьми не помыкать. «Я даю им свободу, а они взамен должны показать мне результат», - говорит он.