«Лесорубы» это для русских

Аукционный дом Christie's привез в Москву семь картин будущих торгов, две из них - Василия Кандинского и Натальи Гончаровой - выдающиеся произведения
«Лесорубы» Натальи Гончаровой вновь в Москве./ М.Стулов/ Ведомости

Привезенные Christie's на выставку, открытую в бутике Tourbillon, картины будут выставлены на ноябрьские нью-йоркские аукционы. Большая вероятность, что они окажутся проданными - известные художники, цены соответствуют качеству и размеру вещей, хороший провенанс большинства работ. В том числе четыре - из собрания Яна Крюжье, авторитетного швейцарского арт-дилера и коллекционера, умершего пять лет назад. Впрочем, на выездные выставки аукционные дома всегда привозят продуманные коллекции, где есть и топ-лоты, и небольшие, не максимально дорогие произведения известных авторов, и то, что заинтересует именно российского потенциального покупателя.

На этот раз Christie's представил ХХ век семью картинами разного возраста - от «Лежащей обнаженной» Пабло Пикассо 1908 г. (эстимейт - $1,5-2,5 млн, самый низкий на выставке) до безымянной композиции Жан-Мишеля Баския, написанной в 1988-м ($2,5-3 млн). Дороже, в $4-6 млн, оценен натюрморт «Персики» Анри Матисса, темная палитра и модернистская композиция этого на первый взгляд неброского холста вызывают тревогу и напряжение.

Самая дорогая и красивая картина здесь - «Осенний пейзаж» Василия Кандинского ($20-30 млн), способный ясными и светлыми красками излечить тяжелую сезонную депрессию. Пейзаж, написанный в январе 1911 г., напоминает вид из окна дома в Мурнау, где основоположник абстрактного искусства жил вместе с Габриэлой Мюнтер, чьими стараниями большинство произведений художника того периода хранятся теперь в мюнхенском музее. «Осенний пейзаж» из собрания Крюжье относится к самым ранним абстрактным опытам Кандинского и еще сохраняет признаки натуры, хотя это уже чистое искусство, музыка цвета. Некоторое время картина хранилась у великого архитектора Миса ван дер Роэ. Вторая работа Кандинского, привезенная в Москву, - довольно сухая, более поздняя, совсем абстрактная, написанная в Баухаузе композиция «Черный и фиолетовый». У нее и оценка значительно ниже - $4,5-6 млн.

Главное русское произведение на выставке - «Лесорубы» Натальи Гончаровой. Их оценка - $6-8 млн - высокая, но не максимальная, работы художницы уходили и дороже. Написанная в 1911 г. картина была через год показана в Москве на выставке «Ослиного хвоста», а на следующий год, ровно 100 лет назад, на выставке Гончаровой в Художественном салоне на Б. Дмитровке. Большая выставка Гончаровой откроется через две недели в Третьяковской галерее, о чем напомнил сотрудник департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie's Андреас Румблер, выразивший надежду, что «Лесорубы» обретут себе место в одной из русских коллекций.

На вопрос «Ведомостей», не значит ли его высказывание, что Гончарова не соблазнит западных покупателей, Румблер ответил, что торги покажут, но 80% произведений русских художников покупают русские. На вопрос, кто из русских художников кроме Гончаровой может выставляться не только на национальных русских торгах, он назвал только Казимира Малевича, Марка Шагала и того же Кандинского.

Возможно, что на этот раз русские покупатели, предпочитающие в последнее время вещи широко известных художников русским, купят не Гончарову, а, например, «Поле очарования» (II) Рене Магритта, которое также привезли на выставку. Деньги те же, а имя более популярное.

До 5 октября