От редакции: Закрытие Америки

Д.Новожилов/ Ведомости

В начавшийся 1 октября новый финансовый год Соединенные Штаты вступили без одобренного парламентом бюджета. Таким образом, начался так называемый шатдаун, временное прекращение работы госучреждений. Продолжат работу самые необходимые службы - метеорологическая, полиция, армия, почта, авиасообщение (визы также будут выдаваться в обычном режиме). Более 800 000 госслужащих отправятся в вынужденный отпуск. По данным New York Times, в их числе 97% сотрудников NASA, 87% сотрудников министерства торговли, 69% энергетиков. По подсчетам аналитиков из агентства IHS, каждый день простоя госучреждений обойдется американской экономике в $300 млн.

Нынешний шатдаун - 18-й по счету с 1976 г. Такая ситуация возникает, когда две палаты американского парламента не могут договориться о бюджете. Такова специфика политической системы США - в большинстве европейских стран исполнительная и законодательная власти контролируются партийным большинством или единой коалицией, тогда как в странах с сильной исполнительной властью правительство может функционировать и без утвержденного бюджета.

Последний и самый долгий по времени (тогда он продлился 21 день) шатдаун был зимой 1995-1996 гг. во время первого срока Билла Клинтона - тоже из-за противоречий с республиканцами по вопросам медицинской страховки. Кризис не повредил политической репутации Клинтона - в конце 1996 г. он был переизбран на второй срок.

На этот раз противоречия связаны с ультиматумом конгресса, где преобладают республиканцы, - он соглашался проголосовать за бюджет только в обмен на отсрочку отстаиваемой Обамой реформы здравоохранения и сокращение социальных расходов. По мнению директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, происшедший шатдаун отражает структурные проблемы американской представительной демократии. Высокий уровень разрыва в доходах и недовольство значительной части среднего класса вызвали поляризацию настроений избирателей. Высокий уровень их влияния на конгрессменов отразился на жесткой, непримиримой позиции значительной части республиканцев, превращении финансового вопроса в идеологический. Нынешний кризис означает, что в будущем оппонентам станет все труднее договариваться по ключевым вопросам.