«Лукойл» вышел в Каспийское море

СП «Лукойла», «Роснефти» и «Газпрома» получило право вести добычу на шельфе северной части Каспийского моря. Вагит Алекперов, совладелец и президент «Лукойла», надеется, что это будет не последний успех его компании в этом регионе

Каспийская нефтяная компания (по 49,9% - у «Роснефти» и «Лукойла», 0,2% принадлежит «Газпрому») получила лицензию на добычу на Западно-Ракушечном месторождении, сообщил вчера премьер Дмитрий Медведев на совещании по вопросам недропользования и транспортировки углеводородов Каспия в Астраханской области. Он подписал соответствующее постановление правительства днем ранее.

«Роснефть» получила долю в Каспийской нефтяной компании от ЮКОСа. Месторождение было открыто в 2008 г., и в апреле 2008 г. вступили в силу поправки в закон «О недрах». Согласно им участки на территории континентального шельфа, внутренних морских вод и морей приравнены к месторождениям федерального значения. Работать на них могли теперь только госкомпании. При этом закон не имел обратной силы, но ясности в отношении лицензий, выданных до апреля 2008 г., не давал. На тот момент СП владело только лицензией на геологоразведку, открыв месторождение, подало заявку на добычу, но ответа от ведомств не получило, в итоге проект фактически был заморожен.

С аналогичной проблемой «Лукойл» столкнулся и на месторождении Центральное (запасы - 169 млн т условного топлива) на шельфе Каспия. «Лукойлу» принадлежит в нем 25%, такой же пакет - у «Газпрома», оставшийся - у «Казмунайгаза». Вчера Алекперов попросил премьера ускорить выдачу сквозной лицензии на месторождение. Медведев, в свою очередь, пообещал проверить, «как обстоят дела».

Алекперов уже не первый год добивается допуска частных компаний на шельф наравне с госкомпаниями. «Многие проекты были бы просто неинтересны «Газпрому» и «Роснефти», и мы смогли бы в них участвовать, - говорил он в сентябре «Ведомостям». - Нужно, чтобы не было искусственных ограничений. А еще чтобы было узаконено право первооткрывателя. Если мы открыли месторождение - и не важно, какого масштаба: мы рисковали, мы применили опыт, знания и технологии, - мы должны получить лицензию на разработку».

Поскольку лицензия на Западно-Ракушечное выдается на основании открытия месторождения недропользователем, вероятно, правительство хочет показать компаниям, что их инвестиции в разведку на шельфе будут в случае успеха вознаграждены, считает аналитик UBS Константин Черепанов. «Это важно, поскольку правительство в целом недовольно низким уровнем инвестиций нефтяных компаний в геологоразведку», - сказал он.

Представители «Роснефти» и «Газпрома» от комментариев отказались.