От редакции: Материальные скрепы

Д.Абрамов/ Ведомости

Недавнее значительное повышение вознаграждения руководителям и высокопоставленным чиновникам силовых структур (см. статью «Монетизация власти» в номере от 1 октября) подчеркивает их особый статус, близость к первому лицу и космическую удаленность от всех остальных граждан России.

Сокращение федерального финансирования образования и медицины и кризис Пенсионного фонда не касаются начальства. Немало государств в период бюджетных неурядиц сокращали издержки, уменьшая жалованье госслужащих, в том числе первых лиц. В 2008-2009 гг. зарплаты чиновников в Латвии и Эстонии снизились на 20 и 10% соответственно. В Ирландии президент Мэри Макэлис, члены правительства и руководители парламента урезали свое жалованье в 2009 г. на 10%. Наиболее радикальным оказался президент Франции Франсуа Олланд, который вскоре после победы на выборах в мае 2012 г. сократил вознаграждение высших чиновников (в том числе собственное) и министров на 30% - до 15 000 и 10 000 евро соответственно. Получается, что зарплаты директоров отечественных спецслужб в 2014 г. (786 000 руб.) превысят жалованье лидеров Франции и Германии (16 900 евро), а председатель СКР и генпрокурор будут получать больше, чем большинство европейских министров.

В первом полугодии 2013 г. зарплаты федеральных служащих выросли по сравнению с тем же периодом 2012 г. в среднем на 20% до 69 400 руб. В администрации президента и аппарате правительства рост был ощутимее - в 1,6 и 1,5 раза. Зарплата региональных чиновников за это время выросла на 8,5% до 45 400 руб., муниципальных - на 10% до 32 300 руб., средняя по стране увеличилась на 8% до 28 788 руб. В повышении зарплат чиновникам нет ничего предосудительного, если они растут благодаря снижению численности госаппарата и следуют за повышением его эффективности.

Однако план сокращения сотрудников госаппарата на 20% за три года, объявленный в июне 2011 г. вице-премьером Алексеем Кудриным, конечно, забыт после его отставки. Число работающих в органах власти снизилось за два года всего на 60 000 человек - менее чем на 4%. Эффективность работы отечественных чиновников, в том числе подчиненных сверхбогатых силовиков, - вопрос риторический. Повышение зарплат высших чиновников до астрономических цифр при одновременном сокращении расходов на безопасность дорог и жилищно-коммунальное хозяйство выглядит вызовом обществу, попыткой стимулировать сверхпотребление и без того далеко не бедных чиновников.

Заработная плата высшей бюрократии и чиновничества в целом, ее динамика - интересный индикатор. Он ярко демонстрирует представления правящего класса о государственном управлении и общественном благе. Кроме того, регулярное повышение или снижение жалованья чиновникам и его соотношение со средней зарплатой по стране отражает отношение государства к своим гражданам или подданным. Особенно ярко это проявляется в период кризиса, когда требуется сокращение бюджета и первые лица государства призывают ведомства убавить их финансовые аппетиты.