Жан-Клод Миньон: «Россия сегодня - это большая мощь, никуда не денешься», - Жан-Клод Миньон, председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)

Для председателя ПАСЕ спикер российской Госдумы стоит в одном ряду с Иоанном Павлом II, Вацлавом Гавелом и Гельмутом Колем
Roman Vondrou/ AP

Вплоть до этой недели все 16 лет, что Россия состоит в Совете Европы, никто из российских лидеров не посещал сессию ПАСЕ с официальным визитом. Прошлогодняя попытка организовать выступление спикера российской Госдумы Сергея Нарышкина оказалась неудачной - он обиделся на «русофобские настроения» депутатов (см. врез). Наверное, еще и по этой причине председатель ПАСЕ Жан-Клод Миньон вчера расточал похвалы российскому гостю и на встрече с ним, и в интервью «Ведомостям». Да и вообще всячески старался уйти от критики в адрес России.

1983

избран мэром города Даммари-Ле-Лис (срок полномочий истекает в 2014 г.)

1988

депутат Национального собрания Франции, где представляет департамент Сена и Марна

1993

член французской делегации в ПАСЕ, с 2007 г. - вице-председатель ПАСЕ

2012

избран на пост председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы

Подходящие условия для Нарышкина

Визит спикера Госдумы Сергея Нарышкина в Страсбург был запланирован еще на сентябрь 2012 г., но в последний момент российская сторона его отменила. Спикер отказался от поездки, поскольку ПАСЕ собиралась голосовать по резолюции об исполнении Россией своих обязательств перед Советом Европы, а текст резолюции в Москве посчитали недопустимо жестким. «По мере приближения к открытию сессии Парламентской ассамблеи мы почувствовали, что вряд ли мои стратегические предложения будут услышаны со стороны ряда руководителей Парламентской ассамблеи и ряда руководителей и русофобских делегаций», - сказал он. Нарышкин «посчитал для себя возможным выступить на сессии тогда, когда условия будут соответствующими». Во вторник, выступая на ПАСЕ, Нарышкин (на фото) вновь затронул тему мониторинга соответствия стран-членов требованиям Совета Европы. По его словам, принятая сейчас система странового мониторинга ведет к критическому делению на государства «чистые» и «нечистые», а попытка навязать все новые обязательства России выглядит «политической дискриминацией», поэтому стоит ввести систему мониторинга по темам.

О Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ)

ПАСЕ - уставный орган Совета Европы, представляет интересы основных политических партий государств - членов организации. В ассамблее участвуют представители парламентских структур 47 государств, входящих в Совет Европы. Первая сессия ПАСЕ была проведена 10 августа 1949 г. Государства - члены ПАСЕ: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Статус наблюдателя в ПАСЕ имеют парламенты Канады, Израиля и Мексики. 318 членов ассамблеи и 318 их заместителей избираются или назначаются национальными парламентами из своего состава. Число парламентариев от каждой страны варьируется от 2 до 18 в зависимости от численности ее населения. Состав национальных делегаций в ассамблее должен пропорционально отражать все основные политические силы или группы, представленные в национальном парламенте. В ассамблее представлено пять политических групп: Группа социалистов, Группа Европейской народной партии / христианские демократы, Группа европейских демократов, Альянс либералов и демократов в поддержку Европы, Группа объединенных европейских левых. Некоторые парламентарии не принадлежат ни к одной из указанных политических групп. Четыре раза в год проходят открытые для публики недельные пленарные заседания. Председатель ассамблеи избирается из числа ее членов на три последовательных одногодичных срока. Председатель и его заместители, руководители пяти политических групп, а также председатели комиссий ПАСЕ составляют Бюро ассамблеи. Ассамблея избирает генерального секретаря Совета Европы, его заместителя, генерального секретаря Парламентской ассамблеи, судей Европейского суда по правам человека, комиссара по правам человека.

- Какое впечатление на вас произвела речь спикера Госдумы Сергея Нарышкина на сессии ПАСЕ? Какие перспективы вы видите теперь для отношений между ПАСЕ и российским парламентом?

- Я очень рад - и я сказал это Сергею Нарышкину, - что его визит в Страсбург совпал с моим председательством в ПАСЕ, ведь мои полномочия истекают в январе 2014 г. Принимать спикера Государственной думы здесь исключительно важно как для меня лично, так и для Совета Европы и его Парламентской ассамблеи. Но столь же исключительную важность это событие имеет и для России. Почему? Потому что спикер Госдумы только что - впервые с момента присоединения России к Совету Европы - объяснил депутатам ПАСЕ, что для России важны права человека. Это событие не из разряда банальных. Мы принимали у себя папу Иоанна Павла II, Вацлава Гавела, к нам приезжал канцлер ФРГ Гельмут Коль - все великие люди у нас были! И для меня этот визит правда большая честь, он стоил всех двух лет моей работы на посту президента ПАСЕ.

- Тогда почему зал заседаний ассамблеи во время выступления Нарышкина был заполнен только наполовину?

- Я такого не заметил. У меня же есть контрольный экран, на котором я всегда вижу, сколько депутатов присутствует в зале, - когда они занимают свои места, то должны авторизоваться с помощью карт для голосования. И во время выступления все, как я видел, были на своих местах. Просто не надо путать постоянных и замещающих членов парламента. Например, такая страна, как Франция, располагает 18 местами в ПАСЕ. Всего на них приходится 36 парламентариев, но только половина из них - постоянные члены ПАСЕ. И я могу подтвердить, что во время того заседания в зале находилось огромное количество парламентариев и прессы.

- Вам понравилась речь Нарышкина?

- Да, он многое сказал, мне запомнилась одна сильная мысль в его выступлении: «У нас, людей и народов Европы, гораздо больше общего, чем различий». Очевидно, что то, что нас объединяет, гораздо важнее того, что нас разделяет. Это очень важно. В Совет Европы входит 47 абсолютно разных государств. Франция совсем не похожа на Великобританию и многие другие страны, как они, в свою очередь, друг на друга. Но мы все то и дело взаимно обогащаем друг друга. И это значит, что роль России в Совете Европы значительна. Конечно, мы хотим, чтобы российское законодательство менялось и в большей степени отвечало критериям Совета Европы, чтобы Россия принимала во внимание рекомендации мониторинга Совета Европы. Но есть и много других важных вещей. Позитивный вклад России в деятельность Совета Европы с 1997 г. заметно превышает негативный, баланс здесь в пользу конструктивных решений. Мы все разные, и в составе Совета Европы нет стран, на ошибках которых должны учиться остальные, - мы все должны слушать друг друга и взаимно обогащать свое развитие.

- Но ведь Россия действительно не торопится следовать рекомендациям мониторинга Совета Европы. Может ли он как-то обязать ее прислушиваться к своим словам - например, с помощью экономических инструментов?

- Еще раз: у нас у всех есть свое прошлое, своя культура и своя история. В 1990-е гг. Россия не была таким федеративным государством, каким стала к нашему времени. Когда-то она была вообще одной из советских республик. И нужно иметь в виду, что демократия и права человека - то, чем нужно специально заниматься, то, что прогрессирует постепенно, а не за один день. Невозможно требовать от всех государств, чтобы они на 100% соответствовали критериям Совета Европы и все были лучшими. Мы здесь для того, чтобы помогать, чтобы делиться опытом, чтобы советовать, чтобы предоставлять поддержку. В этом заключается истинная роль Совета Европы. Могу сказать, что Россия сделала очень большой прогресс, приложила очень много усилий. И к тому же сегодня это большая мощь, от этого никуда не денешься. Я был очень рад затронуть эту тему на личной встрече [с Нарышкиным] у себя в офисе, как и во время заседания. Вклад России в решение сирийской проблемы, в выработку ее мирного урегулирования на заседании Совета Безопасности ООН значителен. И я считаю, что после той резолюции Совета Безопасности ООН Россия вышла на новую магистраль в международной политике и стала играть качественно новую роль на международной арене. То, что удалось избежать нового витка насилия в Сирии, избежать эскалации этого военного конфликта, - очевидно прямая заслуга России. Все это весьма позитивно, к этому просто нечего добавить, кроме этой фразы: все, что нас объединяет, гораздо важнее того, что разделяет.

- Так, значит, у вас были личные переговоры с Нарышкиным?

- Да, мы о многом поговорили. Мне очень приятно, что господин Нарышкин увлекается историей, так же как и я. А история показывает, что между Россией и Францией на протяжении многих лет существовала сильная дружба. Я сам являюсь членом группы дружбы между французским и российским парламентами, а также членом большой французско-российской комиссии, и вся моя жизнь проходила под знаком этого великого братства наших стран. И встреча со спикером Государственной думы в Страсбурге также укладывается в многолетние традиции дружбы России и Франции, которые существовали еще во времена воздушной дивизии «Нормандия - Неман». Я являюсь мэром города Дамари-ле-Лис, выступающего покровителем авиаполка «Нормандия - Неман». Этот авиаполк - преемник легендарной эскадрильи «Нормандия - Неман». И для меня было большой честью поддерживать контакты с Россией благодаря нашему общему историческому наследию.

- Видно, что у вас возникла симпатия к спикеру Госдумы. Но обсуждали ли вы с ним критические вопросы - такие, как дело Сергея Магнитского, например?

- По этому вопросу у нас подготовлен доклад, который будет рассмотрен на январской сессии 2014 г. ПАСЕ. И сегодня утром мы эту тему не затрагивали, потому что есть много других важных вопросов. Я не сказал бы, что дело Магнитского не важное. Но всю беседу с господином Нарышкиным мы провели в обсуждении международных дел - таких, как положение в Сирии. Для меня это гораздо более важно сейчас - не допустить, чтобы там началась военная операция, которая приведет к еще худшим последствиям. Так что мы много говорили о Сирии, о резолюции Совета Безопасности ООН и о ликвидации сирийских запасов химического оружия.

- Значит, и дело Pussy Riot, и «дело 6 мая» на вашей встрече тоже не затрагивались?

- Тоже нет. Знаете, я здесь не для того, чтобы судить. Я возглавляю Парламентскую ассамблею Совета Европы, которая объединяет законодательные собрания 47 государств. Не могу позволить себе выносить суждения по поводу решений, вынесенных судебной системой того или другого государства. С таким же успехом господин Нарышкин мог бы высказывать мне претензии по поводу каких-либо приговоров, вынесенных судами Франции. И он в нашей беседе не затрагивал такую тему, как заявление французского министра внутренних дел по поводу положения цыган во Франции. Мы беседовали только о таких вопросах, которые уместны в разговоре спикера Государственной думы Российской Федерации и президента Парламентской ассамблеи Совета Европы. В то же время докладчики ПАСЕ по мониторингу, по делу Магнитского и по другим вопросам ведут постоянный диалог с Россией по этим важным для нас и для российских граждан проблемам.

Я считаю чрезвычайно важным поддерживать наш конструктивный и дружественный диалог. С этой целью я приезжаю в Москву 14 ноября, чтобы принять участие в Парламентском форуме и воспользоваться этой возможностью для встречи с российским руководством.

- В общем, впечатления у вас от первого визита спикера Госдумы остались хорошие.

- Отличные впечатления! При том что дискуссия во время заседания не была короткой - сессия вопросов и ответов продолжалась больше запланированного по регламенту часа, но все прошло великолепно.

- Между тем, когда смотришь на нашу внутреннюю политику, в том числе на деятельность Госдумы, поневоле возникает чувство, что российские лидеры не хотят, чтобы страна оставалась в Совете Европы. Вы говорили о том, что демократия должна прогрессировать, - но у нас-то сейчас явный регресс.

- Если вы спросите французов о нашей внутренней политике, вы увидите, что они тоже очень критично настроены.

- По поводу закона о легализации однополых браков, например?

- Да, этот закон был принят и вступил в силу - но многие французы с ним не согласны. Так же как и с действиями правительства, экономическими мерами и т. д. Когда я встречаюсь с [французскими] коллегами-парламентариями, они тоже критикуют правительство. И я не думаю, что, если бы я стал критиковать деятельность каждого из 47 национальных парламентов [входящих в ПАСЕ], это привело бы к чему-то хорошему. Нам здесь нужно строить, а не разрушать.

- Российские оппозиционеры жалуются, что, поскольку в Госдуме представлены только властные и провластные партии, то голос настоящей оппозиции в ПАСЕ совершенно не слышен. Не пора ли подумать о расширении формата общения с оппозицией?

- Честно говоря, я не вижу здесь проблемы. ПАСЕ уже приглашает представителей непарламентской оппозиции для участия в работе комиссий и рабочих групп, поле для этого диалога постоянно расширяется. У вас есть еще вопросы? А то мне пора идти председательствовать на заседании.

- Как вы оцениваете ситуацию вокруг бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, отбывающей приговор в колонии?

- Пока мне нечего сказать, мы ожидаем решения Европейского суда по правам человека. Если бы я сейчас стал выражать свое мнение, это было бы воспринято как попытка повлиять на вердикт суда.

- А о ситуации с правами человека в Белоруссии можете что-то напоследок сказать?

- Мы бы хотели вернуться к диалогу с Минском, но для нас важно соблюдение определенных ключевых обязательств, без которых такой диалог не будет иметь смысла. Это прежде всего относится к введению моратория на применение смертной казни. Надеемся, что нам удастся его продолжить.

Присуждение премии Совета Европы по правам человека имени Вацлава Гавела [белорусскому правозащитнику, находящемуся в тюрьме] Алесю Беляцкому - это знаковое событие. Мы должны поддерживать всех тех, кто борется за защиту прав человека и демократии в Белоруссии и повсюду - в Европе и в мире. Премия имени Вацлава Гавела несет в себе сильный политический месседж в этом направлении.