Чужие - это художники

«Везде чужие» в Еврейском музее - выставка лучших произведений из образцовой коллекции современного искусства Эдуарда и Яны Померанц
"Уран" Стано Филко - красивая работа/ М.Стулов/ Ведомости

В Еврейском музее и Центре толерантности выставка «Везде чужие» спрятана в самом конце огромного здания бывшего автобусного гаража, спроектированного почти 100 лет назад Константином Мельниковым. Пройдя сквозь очень эффектную, активную и интерактивную экспозицию музея, представляющую жизнь евреев в России и СССР, воспринимаешь выставку как тихую гавань чистого современного искусства. Собранную ее владельцами для себя, как подчеркивается в каталоге.

Как часто бывает, коллекция Померанцев разрослась быстро, и ее захотелось показать миру, которому впору удивиться, как за пять лет венскому финансисту удалось приобрести столько значительных работ очень уважаемых авторов.

Название выставки у некоторых даже вызвало улыбку - список художников состоит из самых желанных для музеев и биеннале современного искусства имен. Тут и давно заслуженные классики - Вали Экспорт, Марина Абрамович, Йозеф Бойс, Борис Михайлов, Джозеф Кошут, и свежие звезды - группа Клэр Фонтен, Шил Гупта, Яэль Бартана и Сигали Ландау.

Если отбросить злоязычие и подумать, то, как бы ни были признаны миром эти художники, на нашей земле современное искусство находится под пристальным оком воинствующих борцов за все духовное, да и вообще под подозрением. Так что название, странное в других палестинах, в наших вполне себя оправдывает и даже предлагает посмотреть на классиков contemporary art как на вечных изгоев. Конечно, в Центр толерантности в отличие от Винзавода казаки с хоругвями вряд ли заглянут, но местная рифма у названия выставки есть.

Другое дело, что глаз любителей и ценителей современного искусства ко многим художникам пригляделся. В этих же стенах не так уж и давно находился Центр современной культуры «Гараж», показавший большую, под стать нью-йоркской, ретроспективу Марины Абрамович и выставку собрания самого важного коллекционера современного искусства - Франсуа Пино. Так что «Везде чужие» может и не вызвать особого интереса сейчас, в дни проведения 5-й Московской биеннале, предлагающей много проектов.

Зато непросвещенному зрителю она подходит - небольшая, очень хорошо тематически организованная (куратор - Ами Барак), с понятными экспликациями и, главное, с понятными работами. Потому что и лестница в никуда со ступенями-динамиками, транслирующими шум шагов, Сила Флойера, и два одинаковых умывальника, подсоединенных друг к другу («Замужество» Майкла Элмгрина и Ингара Драгсета), и надпись по-английски «Коммунизма никогда не было» Чиприана Мурешана каждому понятны.

До 4 ноября