От редакции: Мистический договор

Д.Абрамов/ Ведомости

Российские власти все больше сил и средств уделяют новой национальной идеологии. Президентская администрация заказывает экспертные исследования «глубины и структуры исторической памяти» россиян, чтобы определить «исторические маркеры, способные выполнять функцию духовной скрепы». Что из этого может выйти? Заказ получил Институт социологии РАН. В предыдущих исследованиях этой же организации, а также в работах других социологов можно найти некоторые ответы.

Конечно, сам термин «духовная скрепа» в техническом задании - необходимость формально соответствовать президентской повестке; вряд ли заказчики и подрядчики точно знают значение термина. Речь, вероятно, идет о попытке нащупать в социологических данных какие-то корни национальной идентичности - или же направления, по которым ее можно быстро сформировать. Тут можно заметить, что чем меньше глубина исторической памяти, тем проще механизмы пропаганды чего-либо. Падение уровня образования в российском обществе может быть эффективно использовано кремлевскими пропагандистами для формирования нужного представления об истории (единый учебник - в помощь).

По «историческим маркерам» легко представить, что у граждан в голове. Скажем, главными историческими деятелями для нас остаются Петр Первый, Ленин и Сталин (по данным фонда «Общественное мнение»). Могут ли они выполнять функцию духовной скрепы - вопрос. Наиболее однозначно из исторических событий воспринимается победа в Великой Отечественной войне (а, скажем, война 1612 г. никак не приживется в народном сознании). Но и с победой есть проблемы - она была одержана не Россией, а СССР.

Может быть, сейчас есть какие-то позиции, на которых сойдется большинство населения России? В докладе того же Института социологии РАН вместе с Фондом Фридриха Эберта «Готово ли российское общество к модернизации» (2010 г.) говорилось, что россиянам не очень интересна инновационная экономика, еще меньше - демократический либерализм или державность с «традиционными ценностями». Россияне сошлись на простом требовании обеспечения равенства всех перед законом - чего Владимир Путин добиться за годы правления не смог.

Много сказано о том, зачем Путину понадобились духовные скрепы - на фоне политических протестов столичных элит и стагнации в экономике власти нужны новые основы легитимности. Рациональный договор с обществом прекратил существование - теперь необходим мистический договор с электоральным большинством («простым народом»). И тут тема защиты своих ценностей легко может перейти в войну против ценностей чужих; уровень ксенофобии в российском обществе велик.

Национальная идентичность может быть этнической и гражданской. Протесты против нечестных выборов можно считать всплеском гражданской идентичности, и, очевидно, власть считает ее опасной для себя. Этническая идентичность в многонациональной стране невозможна, но Кремль настойчиво пытается сформировать негативную идентичность по принципу отрицания «чужого». Объективных условий для успеха немного, однако в истории часто недооценивали опасность идей, которые вдруг реализовывались и превращали то или иное государство в изоляционистский тоталитарный режим - с неминуемой последующей гибелью.