Помойка плачет по отходам

На чем только не пытаются зарабатывать российские предприниматели: блокноты из обрезков, украшения из осколков, скульптуры из старых покрышек. Однако до полноценного бизнеса подобным инициативам в России еще далеко

Собрав обрезки дизайнерской бумаги и пружинки, сваленные в кучу после очередной смены в типографии, резчик Алексей Травин от нечего делать обрезал и собрал их в «кубарик» - квадратный блок для записей. А потом также после смены из интереса собрал несколько разноформатных блокнотов, скрепил их обрезками пружин, оставшихся от других заказов. «Мой папа - инженер-конструктор, и у меня, видимо, это в крови, - смеется Травин. - Отходы все равно все шли в мусор». Когда маленьких, длинных, узких и прочих неформатных блокнотов набралось с десяток, Травин показал их своему брату и по совместительству директору и совладельцу типографии «Идея принт». Но что с этим делать дальше, братья не придумали.

Обрезки с идеологией

Потом необычные блокноты попались на глаза менеджеру по продажам, и он вынес вердикт: надо продавать. Первые блокноты, правда, просто раздали знакомым. Брать деньги за то, что ничего вроде бы не стоило, Травину было неудобно. Но первые клиенты настаивали. Тогда Травин выставил цену в 10 руб. Их он собирал просто в коробку, стоявшую тут же в цехе. Блокноты из обрезков назвали экопадами.

«Лет пять назад мы почувствовали, что у бизнеса возникла тема социальной ответственности. Клиенты стали интересоваться печатью на экологической бумаге, и мы одними из первых завезли в Москву бумагу вторичной переработки. А потом заразились этой темой сами», - рассказывает Сергей Попов, гендиректор и совладелец «Идеи принт».

В творчестве нет мелочей

Пока Травин не начал делать блокноты, все отходы «Идея принт» выбрасывала. Спустя четыре года теперь собирают даже обрезки от скругления листов и брошюровки. Такая мелочь оказалась идеальной для творчества. Экопады сначала выставили на «Бумпромер», а потом и на акции в День глобальной защиты климата 10.10.10.

«У меня раскупали блокноты из самой, казалось бы, неликвидной мятой бумаги. Я использовал оставшуюся упаковку. Листы, которыми перекладывают пружины, местами протертые и сохранившие волнистость. Я понял, что мы попали в какую-то незнакомую для нас нишу», - рассказывает Травин. Но коммерциализировать свою деятельность он категорически не хотел. Никакого бизнес-плана, уверяет он, у «Экопада» не было. Потому и не стали выделять проект в отдельное юрлицо.

«Дело родилось само собой. И я принял решение, что девять из 10 руб. должны идти на благотворительные цели. А рубль - своего рода десятина - типографии, на обрезках и оборудовании которой я все это и делал в свободное время», - говорит Травин.

«Мы изначально решили не делать это направление коммерчески ориентированным. Хотя такие блокноты продаются и оказались востребованными», - утверждает Попов.

На выставке Травин попросил у фирмы - продавца дизайнерской бумаги отдать ему ненужные пробники старых коллекций - дизайнерский картон можно было использовать на обложку. Но те, узнав о целях, предложили привезти все бракованные остатки бумаги, захламлявшие склад. Такой бумаги набралось 6 т. Появились и первые корпоративные заказы.

Специфика бизнеса из обрезков такова, что оптовые партии блокнотов выходят дороже единичных. В розницу один экопад сейчас можно купить за 20 руб. Корпоративному заказчику он обойдется примерно в 60 руб. Выполнять такие заказы Травин приглашает людей с программы по реабилитации наркоманов. Именно в создании рабочих мест для таких людей он видит одну из ключевых задач своего проекта.

Когда бизнес на обрезках стал поглощать слишком много места, Травин и Попов поняли, что новое направление пора отселять. И в апреле перевезли обрезки, не нужное типографии оборудование, сняв помещение в г. Железнодорожном. Новую мастерскую назвали «Живые впечатления». И планируют создать на ее базе пространство для творчества и новые рабочие места для социально незащищенных людей, бывших наркоманов, лиц с инвалидностью, многодетных.

Сколько «Экопад» заработал за последние три года, Травин сказать затрудняется. Точного учета он по-прежнему не ведет. На аренду мастерской уходит 22 000 руб. Основной канал продаж экопадов - ярмарки. Выручка на крупной 2-3-дневной ярмарке (3-4 раза в год) - около 30 000 руб. На небольшой ярмарке удается заработать 2000-5000 руб. Помимо блокнотов из обрезков делают и ручки, и украшения.

Битая радость

До битья посуды довела востоковеда Диану Кикнадзе тяжелая работа над диссертацией. Разгрузить уставшую голову она решила каким-нибудь рукоделием и на одном из американских сайтов подглядела идею мозаики из осколков фарфора. Дома разрозненных и не используемых по назначению фарфоровых чашек и тарелок, привезенных из разных стран, оказалось немало, и Кикнадзе без зазрения совести решила их расколотить, украсив фарфоровой мозаикой фоторамки, зеркало и собственную ванную комнату. Фарфор, ненужные остатки сервизов, треснутые чашки и тарелки она собирала по всему Петербургу. Что-то удавалось найти через сообщество «В контакте». Что-то Кикнадзе покупала на блошином рынке и в комиссионках по 5-10 руб. за изделие. Получилась целая библиотека по цветам, сюжетам и фактурам. Но первые два года она никому свои работы не показывала. Иногда только дарила что-то друзьям, но прошлым летом решила принять участие в дизайн-маркете Free'k Bazar на Лиговке, в Петербурге. «Покупатели интересовались, где можно посмотреть и купить другие мои работы», - рассказывает Кикнадзе. А с прошлого года она стала делать из осколков и оригинальные украшения. Обзавелась шлифовальной машинкой, освоила паяльник и продает свои изделия на разных ярмарках почти каждые выходные. Любительницам оригинальных украшений старинные осколки обходятся от 350 до 1500 руб. А Кикнадзе рукоделие приносит дополнительно 18 000-26 000 руб. в месяц. И она мечтает когда-нибудь открыть свой магазинчик.

«Ценителей эконаправления в России мало, но они все же есть, - считает Анастасия Красильникова, руководитель направлений «Канцелярия» и LifeStyle сети магазинов «Республика». - Хотя пока продажи подобной продукции - история скорее прикольная, чем прибыльная. Но они выделяются на любой полке тем, что оригинальны».