Автозаводы осваивают факторинг

«Камаз» и «АвтоВАЗ» осваивают новый финансовый инструмент - факторинг. Так они пытаются бороться со спадом продаж
A.Rudakov/ Bloomberg

Около 1 млрд руб. дебиторской задолженности «Камаза», которая возникает после продажи машин и машинокомплектов дилерам завода, планирует выкупить до конца 2013 г. факторинговая компания НФК, рассказал ее представитель. Сейчас уже выкуплено 100 млн руб. («Камаз» сотрудничает с НФК с конца августа 2013 г.), добавляет он. Для сравнения: выручка «Камаза» в первом полугодии 2013 г. по МСФО составила 53 млрд руб., чистая прибыль - 2,5 млрд руб. НФК оплачивает «Камазу» 100% стоимости передаваемой дилеру продукции, а отсрочка платежа, которую получают дилеры, составляет несколько месяцев. Размер комиссии не раскрывается. Заместитель гендиректора ТФК «Камаз» Эдуард Терентьев лишь заметил, что помимо НФК по схеме факторинга «Камаз» сотрудничает с Альфа-банком.

Факторинг сейчас использует и крупнейший в России производитель легковых автомобилей: в августе 2013 г. Номос-банк сообщил, что удвоил лимит по факторинговым операциям для «АвтоВАЗа» до 3 млрд руб. Сотрудничество началось в марте 2013 г., банк выкупает 100% возникающей дебиторской задолженности при покупке автомобилей дилерами, пояснил управляющий самарским филиалом Номос-банка Вячеслав Урванов. «АвтоВАЗ» использует факторинг наряду с другими инструментами, их выбор во многом зависит от репутации и эффективности контрагентов, говорит его представитель.

Помимо сокращения дебиторской задолженности факторинг упрощает прохождение автомобилей по цепочке завод - дилер - клиент, поскольку расширяет круг возможностей дилеров, которые по тем или иным причинам не могут заплатить 100% стоимости машины или получить отсрочку платежа, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В итоге это должно поддержать конечные продажи автоконцернов, что особенно актуально в условиях падающего рынка, подчеркивает он. К примеру, в первом полугодии 2013 г. «Камаз» продал 20 993 грузовика и машинокомплектов (-9%), весь рынок сократился на 31% до 36 924 шт. Для «АвтоВАЗа» вопрос поддержки продаж еще важнее: за восемь месяцев рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в стране в январе - августе 2013 г. сократился на 7%, а продажи Lada - на 13%.

В Hyundai действует несколько схем по реализации автомобилей партнерам, одна из которых - консигнация, когда автомобили поставляются дилерам с отсрочкой платежа, говорит управляющий директор Hyundai Motor CIS Денис Петрунин. «Это позволяет нашим дилерам иметь хороший выбор автомобилей и сократить для клиентов время ожидания в очереди на популярные модели Hyundai, что является одним из ключевых факторов наших высоких продаж на падающем рынке», - замечает Петрунин (компания на 4-м месте по продажам в России, за восемь месяцев 2013 г. они выросли на 1%). По его словам, схема факторинга не применяется, но компания следит «за новыми тенденциями реализации автомобилей дилерам». Renault (лидирует в России среди иномарок, +11%) реализует автомобили на условиях как консигнации, так и факторинга, говорит представитель компании. По его словам, услугами факторинга Renault в России пользуется с 2006 г., в качестве партнера сейчас выступает Росбанк.