Хайнц-Кристиан Штрахе: «Это станет концом европейских идей», - Хайнц-Кристиан Штрахе, лидер Австрийской партии свободы

Ухудшение условий жизни в Европе и невозможность доверять нынешней политической элите делают популярными политиков-националистов. В Австрии им стал Хайнц-Кристиан Штрахе
Хайнц-Кристиан Штрахе/ Dominic Ebenbichler/ Reuters

Выход в свет

Гнев председателя еврейского венского общества Ариэля Музиканта вызвал бал 27 января прошлого года, который дала Wiener Korporationsring (WKR) - ассоциация немецких студентов во дворце Хофбург. Он назвал его «сборищем отрицателей холокоста, правых экстремистов, неонацистов». Бал прошел в день освобождения советскими войсками Освенцима, но организаторы назвали это случайностью. Против его проведения протестовали около 3000 человек, пишет The Vienna Review. В Австрии около 4000 членов состоят в ассоциации, заявил изданию Гериберт Шидель из Архива документов австрийского сопротивления. С самого начала «антисемитизм был частью идеологии, принимали только немецких христиан», говорит Шидель. Среди участников были представители братств Olympia и Vandalia. «Мы достойные демократы, мы стоим за родину, за нашу конституцию, за закон и порядок, - заявил Штрахе на балу. - Скандальная ситуация на улице показывает, что является подлинной угрозой демократии: бесконтрольность так называемой политической корректности, пророчества мультикультурализма, насилие со стороны крайне левых».

Признание Штрахе

На своем сайте Штрахе заполнил свою анкету: разведен, двое детей; в политике, потому что вырос в красной Вене; любимый фильм - «Храброе сердце»; что любит в жизни: своих детей; кем восхищается - своей матерью; не любит рано вставать; что ему нужно: своя семья и настоящие друзья, на которых можно положиться в хорошие и плохие времена.

Националисты в Европе

Националистические партии, прошедшие в национальные парламенты по итогам последних парламентских выборов:. Швейцария, Швейцарская народная партия - 26,6% Финляндия, партия «Истинные финны» - 19% Венгрия, партия «За лучшую Венгрию» - 16,7% Дания, Датская народная партия - 12,3% Нидерланды, Партия свободы - 10%

По итогам недавних парламентских выборов в Австрии у власти останется большая коалиция с участием Социал-демократической партии Австрии (СДПА) и консервативной Австрийской народной партии (АНП). Социал-демократы набрали 27,1% голосов, Народная партия - 23,8% голосов избирателей. Это худшие результаты выборов для обеих партий. Триумфатором выборов стала националистическая правая Австрийская партия свободы, за которую проголосовали 21,4% избирателей, поэтому в парламенте она получила 42 места, одно из которых может занять ее лидер - Хайнц-Кристиан Штрахе.

Угроза ценностям

Анализируя причины роста националистических и ультраправых настроений в Европе, Мэтью Гудвин из британского Chatham House в своих обзорах призывает не возлагать всю вину на экономический кризис последних лет. Многие, по его словам, склонны объяснять рост национализма в Голландии, Австрии, Франции, Греции именно экономической нестабильностью последних лет, однако наиболее серьезные исследования прослеживают рост партий типа Национального фронта Ле Пена до 1970-х и начала 1980-х, периода относительной экономической стабильности и роста. Кризис создал новые возможности для популизма, но он не стал его причиной, утверждает Гудвин. Он ссылается на исследование Eurobarometer 2012 г., показавшее, что европейцев беспокоит не только состояние экономики, но и невозможность доверять нынешней политической элите. Именно это недоверие эксплуатирует лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен и Геерт Вильдерс из голландской Партии свободы. Только треть респондентов исследования Eurobarometer заявили, что склонны доверять Европейскому союзу, в 2004 г. таких было 50%, отмечает Гудвин. Еще две причины роста популистско-экстремистских настроений, по мнению исследователя, - рост преступности и угроза мигрантов, об этом респонденты также говорили авторам исследования. Причем боязнь мигрантов объясняется ими не только боязнью экономической конкуренции с их стороны, но и угрозой культурному единству и ценностям сложившегося в странах образа жизни, замечает Гудвин.

Исследователь утверждает, что запрет ультраправых партий и группировок редко приносит плоды - чаще всего они быстро перегруппировываются и возникают заново. Так было с фламандской Flemish Block, которая была распущена в 2004 г., но всего через несколько недель возникла под другим названием. Партиям же такого толка в поисках более широкой общественной поддержки со временем приходится отказываться от своих наиболее крайних взглядов, обращает внимание Гудвин. Однако исследование британского центра Demos, проведенное в 11 странах, показало, что искоренить подобные объединения в ближайшем будущем не удастся: их костяк составляют молодые люди, преимущественно мужчины, которые цинично относятся к собственному и европейскому правительству, озабочены культурной идентичностью своей страны, приток приверженцев ислама считают угрозой. «Мы на перекрестке европейской истории. Через пять лет мы или увидим рост сил ненависти, разделения общества, включая ультранационализм, ксенофобию, исламофобию, антисемитизм, или сможем побороть эти тенденции», - цитирует голландского евродепутата Эмине Бозкурт британская газета The Guardian.

Гудвин отмечает, что, используя именно страх сограждан перед угрозой их культурной идентичности, ультраправые партии и объединения появились в традиционно либеральных Голландии, Скандинавии. Это же делает возможным союз этих партий с традиционными и умеренными, а также обеспечивает им поддержку СМИ.

Наследник Хайдера

Судя по результатам последних выборов в Австрии, за националистов проголосовал каждый третий австриец, подсчитал «Голос России». «Это потрясающий успех. Мы победители ночи выборов», - заявил 44-летний Штрахе. Молодой политик - противоречивая фигура в австрийском обществе, однако именно он во многом стал причиной продолжающегося роста популярности его партии.

Австрийскую партию свободы (АПС) он возглавил в 2005 г., после раскола, спровоцированного ее многолетним лидером Йоргом Хайдером. Партия была основана в 1956 г. В 1986 г. ее возглавил Йорг Хайдер, бывший долгое время губернатором провинции Каринтия, но в 2005 г. из-за внутренних разногласий Хайдер, его сестра Урсула Хаубнер, замещавшая его в партии, и другие высокопоставленные члены партии ушли из нее и основали Альянс за будущее Австрии. Партия не смогла завоевать большую популярность, а Партия свободы, оставшись без лидера, выбрала своим новым главой Штрахе. Восстановить партию, пишет The Vienna Review, помогли члены неформального крайне правого братства Olympia - Мартин Граф и Гаральд Штефан. Об этом написал журналист и писатель Ханс-Хеннинг Шарзах в своей книге «Штрахе: в коричневорубашечном болоте» (Strache: In the Brown-Shirt Swamp). Биографии политика в ней посвящено 14 глав. В частности, там написано, что в 1990 г. Штрахе участвовал в полувоенных тренировочных лагерях. Сам политик назвал их безобидными играми в пейнтбол. В то же время он посещал встречи так называемых «Викингюгенд» - неонацистской организации в Германии.

Связь с националистическими образованиями Штрахе поддерживает с юности. Он родился в Вене в 1969 г. Его мать была фармацевтом, отец - художником. Учился он в Вене, но университетского образования не получил, окончив медицинское училище по специальности «зубной техник». К братству Vandalia он присоединился с 15 лет. В 1991 г. он познакомился с венским отделением Австрийской партии свободы и примкнул к ней. К 2004 г. он стал лидером венского отделения партии. Возглавив партию в 2005 г., в 2010 г. стал депутатом венского парламента - партия получила 27 мест в нем.

Своей популярностью АПС обязана поддержке тех, кто разочарован сложившейся в Австрии системой социальной поддержки, а также тем, что традиционные партии со временем отказались от своих платформ. «Социал-демократы сдали свою традиционную концепцию солидарности, а консерваторы - христианскую этику. На этом фоне появляется Штрахе, винящий во всех бедах мигрантов и тех, кто ищет в Австрии убежища. Традиционные политические партии не могут победить Штрахе, им нечего ему противопоставить», - объясняет его популярность Шарзах. Его популярности также способствовала поддержка самой читаемой газеты Kronen Zeitung, утверждает автор. Спастись от Штрахе могут помочь только НКО и социальные активисты.

«Вставай, если ты за ХК»

В своей кампании Штрахе использовал многое из арсенала националистических партий, указанных Гудвином. «Возлюби соседа своего. Для меня это означает - наших австрийцев», - говорил с плакатов улыбающийся Штрахе. Он и его партия обещали разобраться с системой предоставления политического убежища в Австрии и ужесточить ее. В 2012 г. Австрия получила 17 400 заявлений на убежище, на 21% больше, чем в предыдущие годы, больше всего заявителей из Афганистана и Чечни, сообщает Reuters.

В своей кампании Штрахе использовал многие инструменты, привлекающие к нему молодежь. Была выпущена книга комиксов «Человек ХК» - Штрахе предпочитает, когда его имя сокращают до двух начальных букв. Он исполнил рэп со словами «Вставай, если ты за ХК». В своих выступлениях он использовал молодежные выражения, называя носящих традиционные мусульманские платки женщин «женщинами-ниндзя». Ориентацию своей партии он назвал «проавстрийской». По мнению Штрахе, только его партии удалось бы разорвать красно-черную систему (цвета правящей коалиции). «Вы можете спросить: почему Партия свободы так преуспевает? Потому что она обращается к тем, кто уже получил свои блага и не хочет, чтобы другие тоже их получили», - заявил Reuters историк из Оксфордского университета Петер Пульцер.

В предвыборной программе Штрахе обещал австрийцам, что они первыми будут получать рабочие места и социальную защиту и выплаты. СДПА, АНП и зеленые создают новые предлоги, чтобы в страну приехали еще больше иммигрантов, это подвергает опасности рабочие места австрийцев, становится поводом для демпинга на рынке оплаты труда, уничтожает качество образования в городских районах, критиковал он соперников. Партия Штрахе также выступает против спасения обанкротившихся стран ЕС. «Нам нужны наши деньги в нашей собственной стране»,- утверждал политик.

«Больше 50% турецких мигрантов не хотят интегрироваться в австрийскую жизнь, это подрывает наш мирный и демократический уклад. Мы уважаем ислам, это мировая религия, но, к сожалению, там нарастает радикализм», - объяснял он свою антииммигрантскую риторику в интервью Russia Today. По его мнению, мусульманам не нужны мечети или минареты, чтобы молиться. А если мусульмане хотят строить религиозные здания в Европе, они должны обеспечить строительство христианских храмов и у себя: «Толерантность должна быть с двух сторон».

Штрахе также выступает против членства Турции в ЕС: «Я уважаю Турцию, это фантастическая страна, мы уважаем ее достижения, но Турция не часть Европы, она не принадлежит к ней ни исторически, ни географически, ни культурно. Я не поддерживаю включения в ЕС стран, которые превратят ее в евразийское или евроафриканское образование. Это станет концом европейских идей». Он также выступает против ношения в Европе паранджи. При этом у АПС хорошие отношения со многими политиками на Ближнем Востоке: в 2011 г. из Ливии им поступило приглашение приехать и посмотреть, как лидер Муамар Каддафи живет под натовскими бомбардировками. Связи с Ливией установил еще Хайдер, который учился в венском университете с одним из сыновей Каддафи. Штрахе сам в Ливию не поехал, но представитель партии там побывал.