Правила игры: К катастрофе будь готов

Часто ли мы задумываемся о том, как должна быть выстроена экономическая политика государства, чтобы последствия катаклизмов, подобных наводнению на Дальнем Востоке, были минимальными для общества и экономики? Между тем, по прогнозу профессора Оксфордского университета - известного экономиста Рика ван дер Плуга, в ближайшие десятилетия нас ожидает девять глобальных катаклизмов, гораздо больших по масштабам, чем наводнение на востоке России и в Китае.

Глобальное потепление, изменение климата и меры, корректирующие экономические последствия потенциальных катастроф, были в центре внимания уникальной конференции, прошедшей на прошлой неделе в Санкт-Петербурге и организованной совместными усилиями Центра экономических исследований энергетики и окружающей среды при Европейском университете в Санкт-Петербурге и Лаборатории теории рынков и пространственной экономики при ВШЭ. В конференции помимо вышеупомянутого ван дер Плуга принимала участие значительная часть мировой научной элиты, изучающей экономику энергетики и окружающей среды, включая таких ученых, как Кеес Витхаген (Амстердам), Майкл Хоэль (Осло), Лукас Бретчгер (Цюрих) и др.

В отличие от экологов и так называемых экологических экономистов экономисты-инвайронменталисты изучают не вопрос сохранения природного капитала, а эффективность экономических политик, направленных на регулирование провалов рынка по отношению к загрязнению воздуха, качеству питьевой воды, глобальному потеплению и проч. Например, типичной задачей экономики окружающей среды будет ответ на вопрос, стоит ли в свете неминуемой экологической катастрофы пытаться сейчас ограничивать вредные производства и таким образом потенциально смягчить степень катастрофы - либо же направить усилия на создание резервного фонда, который поможет быстрее ликвидировать последствия бедствия.

Практические рекомендации существенно зависят от предположений, которые делают исследователи при построении теоретических моделей. Однако вывод о том, что мировой экономике требуется создание фонда резервного капитала на случай глобальной катастрофы - либо за счет прямого накопления средств правительствами, либо за счет предоставления капитальных субсидий частному сектору, - в данный момент кажется неоспоримым. Вопрос заключается в том, какими именно должны быть капитальные субсидии или размер этого фонда.

По опыту прошлых лет в резервном фонде правительства России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на текущий год были предусмотрены расходы в объеме 4 млрд руб. Однако уже сейчас приблизительный ущерб от наводнения на Дальнем Востоке оценивается в 50 млрд руб. Вопиющая ошибка планирования налицо: для сохранения баланса бюджета в будущем правительству есть резон привлечь для консультаций лучших ученых-инвайронменталистов. Радует тот факт, что лидеров, задающих повестку дня на ведущих мировых научных симпозиумах по этому вопросу, теперь все чаще можно встретить и на конференциях в России.