От редакции: Лекарство от равнодушия


Стремление сохранить памятники истории от варварства строителей и бездействия городских властей уже не особенность Москвы, Петербурга и крупных центров, где велика концентрация интеллигенции, в том числе гуманитарной. К участию в днях единых действий защитников культурного наследия присоединились, в частности, жители Вологды, Тотьмы, Выборга. В некоторых регионах прошли субботники и воскресники по восстановлению и приведению в порядок исторических зданий в малых городах и сельской местности. Кроме того, защитники архитектуры не ограничивались традиционными плакатами и призывами: в центре Вологды они раздавали «лекарства неравнодушия» и выписывали рецепты от пренебрежения к историческому наследию.

Расширение географии митингов в защиту памятников истории отражает новые тенденции в развитии общественной активности в России. В исследовании пермского Центра гражданского анализа и независимых исследований (центр «Грани»), анализировавшем 90 независимых общественных инициатив в городах и сельской местности в 20 регионах России, отмечается, что примеры успешных неформальных объединений, деятельность которых направлена на решение повседневных проблем, встречаются все чаще. При этом общественные неполитические активисты чаще действуют индивидуально и создают временные неформальные группы, чтобы не проходить бюрократические процедуры. Контакт с государством только мешает решать острые проблемы, будь то содействие жертвам стихии, неденежная помощь нуждающимся семьям, сохранение привычной среды обитания или повышение ее комфортности. Среди последних - борьба против вырубки и застройки парков, против закрытия школ и поликлиник в ходе проводящейся «оптимизации» учреждений образования и здравоохранения. Защита исторических зданий, будь то земская школа или купеческий дом, тоже точка приложения неформальной гражданской активности.

Кроме того, акции градозащитников продемонстрировали, что у НКО, продолжающих решать повседневные проблемы или хотя бы заявлять о них, есть перспективы и в нынешних условиях подозрительности и ловли «агентов». Похоже, рядовые граждане и индифферентные прежде обыватели все чаще интересуются тем, что происходит за пределами их личного пространства, и чувствуют ответственность за то, что происходит за его пределами, будь то двор, улица или небольшой город. Получается, что все больше людей проходят обучение, пусть и неформальное, в организациях, которые исследователи называют «школами демократии».