Гендиректор вышел из тюрьмы

Бывший гендиректор Qwest Communications International сел в тюрьму в 2009 г. за торговлю инсайдерской информацией. Теперь он говорит, что его упрятало за решетку американское Агентство национальной безопасности. Но бывшие сотрудники ему не верят
А.Таранин

До тюремного заключения Джозеф Наккьо был полным человеком, которого мучили разные фобии. Он был подавлен, пребывал в депрессии. Почти четыре года спустя 64-летний топ-менеджер вышел из заключения другим человеком. Он сильно изменился - по крайней мере, внешне. Тюрьма омолодила его. Плечи Наккьо стали шире - благодаря подъему тяжестей и ежедневным 8-километровым пробежкам. Он потерял лишние килограммы, стал стройным, носит небольшую бородку и бреет голову. А кроме того, говорит, что ему удалось понизить уровень холестерина в крови и внутриартериальное давление.

Отсудить, что можно. $18

млн - такова сумма уже уплаченных Наккьо налогов, которую он пытается вернуть. Наккьо утверждает, что штраф размером в $44,6 млн, который он заплатил по решению суда, не должен был облагаться налогом. Министерство юстиции от комментариев на эту тему отказалось.

Раньше окружение гендиректора составляли высоко взлетевшие по карьерной лестнице топ-менеджеры телекоммуникационной отрасли. В тюрьме у него появились знакомства иного рода - наркодилеры по прозвищу Спуни и Джус и человек, деливший с ним нары, по кличке Спайдер. «Я полностью доверяю Спуни и Джусу. А топ-менеджерам из Qwest Communications я бы ни за что не доверился», - сказал Наккьо в первом интервью после освобождения.

Апартаменты без бассейна

Суд обвинил Наккьо в том, что он продал акции Qwest Commu­ni­cations на сумму $52 млн, хотя дела у компании шли все хуже на фоне общего ухудшения положения дел в телекоммуникационной отрасли в начале 2000-х гг. Бывший гендиректор провел почти все годы заключения в двух пенсильванских тюрьмах, которые называют лагерями за довольно низкий уровень охраны по меркам американского федерального бюро тюрем. В таких лагерях нет решеток и высоких стен, заключенные могут пользоваться электронной почтой и 10 минут в день общаться по телефону с внешним миром.

Тем не менее эксперты утверждают, что условия содержания преступников из числа белых воротничков сильно ухудшились по сравнению с 1980-х гг., когда газеты были полны сообщений о «сладкой жизни» за решеткой топ-менеджеров, павших жертвой тогдашнего ссудно-сберегательного кризиса. Сегодня заключенные менеджеры больше не ходят в оборудованный спортивный зал, не плавают в бассейне и не играют в гольф.

Вслед за Наккьо еще несколько белых воротничков угодили за решетку по обвинению в торговле инсайдерской информацией. Среди них братья Цви и Эмануэль Гофферы, которые до сих пор находятся в заключении. Наккьо познакомился с обоими.

Но в основном лагеря, где отбывал срок бывший гендиректор, были населены не белыми воротничками, а наркодилерами - людьми на два десятка лет моложе Наккьо, с накачанными бицепсами и кожей, покрытой татуировками.

Сидя в офисе юридической компании Robert D. Borteck, Наккьо и Роберт Бортек вспоминают, как почти четыре года назад Наккьо отвезли в тюрьму города Минерсвилла в Пенсильвании, где ему предстояло отбывать свой срок. В тюрьме Наккьо поначалу отвечал за стирку белья, за что получал по 6 центов в час. Позже его повысили. Он стал выполнять портняжные работы - подшивал штаны и делал ремни за 12 центов в час.

В марте этого года Наккьо перевели из тюрьмы в общежитие для освобожденных из мест заключения, где он пробыл один месяц. После этого он отправился домой, но все еще оставался под домашним арестом. Раз в три недели ему разрешали выезжать за покупками. Но он должен был каждый раз согласовывать поездку с чиновниками из федерального бюро по тюрьмам.

Простить не могут

Бывших акционеров и сотрудников Qwest Communications история пребывания Наккьо в тюрьме нисколько не трогает. Экс-гендиректор нажил себе в компании множество врагов, когда Qwest Communications поглотила региональную телекоммуникационную компанию US West.

Поглощение проходило напряженно, и многие сотрудники были недовольны гендиректором. Их пенсионные счета сильно похудели за время пребывания Наккьо у власти и во время падения цен на акции Qwest Communications. «Я не испытываю симпатии к Наккьо и не могу его простить», - говорит Кэтлин Кеннеди, которая как президент ассоциации пенсионеров отрасли телефонной связи Аризоны представляла интересы пенсионеров - бывших сотрудников Qwest Communications во времена правления Наккьо. Кеннеди рассказывает: на недавней встрече пенсионеры говорили ей, что готовы «устроить темную» Наккьо, когда тот освободится из тюрьмы. «Не думаю, что эти люди и в самом деле осуществят свою угрозу. Но по их реакции видно, насколько сильна их антипатия к бывшему главе компании», - добавляет она.

Пострадал за секреты

Бывший гендиректор уверяет, что его обвинили в инсайдерской торговле, потому что в 2001 г. он отказался выполнить требование американского Агентства национальной безопасности, которое хотело получить доступ к записям разговоров абонентов компании. Наккьо говорит, что думал заявить об этом еще на процессе, но сведения, которые он хотел использовать как доказательства, были засекречены и не подлежали разглашению.

Бывший гендиректор осмелел после заявлений, сделанных Эдвардом Сноуденом. Он тут же объявил требования, которые предъявило ему в свое время Агентство национальной безопасности, незаконными. «Я чувствую себя реабилитированным. Я никогда не нарушал закон и никогда его не нарушу», - заявил он.

Сейчас, после полного освобождения, Наккьо говорит, что у него пока нет четких планов на будущее. Он уже начал переговоры с несколькими фондами прямых инвестиций, которые предлагают ему быть советником или консультантом. Одновременно он пытается продать издателям две свои будущие книги. Первая из них, как он утверждает, будет о том, как американцы потеряли свободу. В ней он расскажет о своем опыте общения с Агентством национальной безопасности. Вторая книга будет посвящена годам заключения и рассказу об американских тюрьмах.