Конъюнктура: Наше зеркало

Нашу политику на постсоветском пространстве определяет борьба двух лагерей. Первый апеллирует к теориям мягкой силы и говорит о ненужности прагматизации отношений, особенно со славянскими странами. Главное - общая кровь и общая судьба, за что не грех и доплатить. Второй указывает на то, что бесплатная экономическая помощь только развращает наших партнеров, при этом не решая политических задач. Это очень ярко видно на украинском примере. Уж сколько шампанского выпили в Москве после победы Януковича на президентских выборах, а теперь, перед саммитом в Вильнюсе, впору пить валерьянку.

Путин вроде бы пытался сменить вектор на более прагматичный. Мы стали говорить с соседями про деньги, переводить на коммерческие рельсы поставки энергоносителей. Но все равно нет-нет да и происходит возврат к старой модели. Особенно когда страны вроде Украины начинают пугать уходом в Европу, порождая в Москве панику. Или появляются какие-то гибридные формы вроде Таможенного союза. Вроде бы идея была исключительно экономическая - но вот уже заговорили о включении в союз Армении, у которой нет с нами даже общей границы. Да и другие партнеры явно восприняли Таможенный союз как способ выбить из России финансовые уступки под очередные намеки о готовности к интеграции. Степень же реального нашего влияния наглядно показала история с арестом в Минске гендиректора «Уралкалия».

Слабым утешением может служить тот факт, что в перетягивании на свою строну постсоветских стран у Европы не слишком много успехов. У европейцев та же беда с экономическим прагматизмом. Никакой внятной экономической стратегии в отношении Украины у ЕС нет. Что делать с возможной переориентацией украинских товарных потоков с России на Европу, не ясно. Интерес европейцев к Украине абсолютно политизирован и связан с панической боязнью, что она попадет под российское влияние.

Некоторые постсоветские страны давно уже научились вить веревки и из ЕС, и из России. Скажем, Азербайджан выставил на посмешище всю энергетическую политику ЕС. В нарушение всех норм Третьего энергопакета ему разрешили купить газотранспортную компанию DESFA. А контракты по второй очереди Шах-Дениза заключены на длительный срок и с привязкой к стоимости нефтепродуктов (хотя Европа в последние годы выступает решительно против такого подхода к контрактам). Не говоря уже о том, что газ пойдет не на восток Европы, где велика доля РФ, а в Италию, где диверсификация и так одна из самых высоких в Европе. А скоро Азербайджан вспомнит про Карабах и начнет задавать вопросы в европейских столицах по этой теме.

Мы вместе с европейцами проглядели, как в Центральной Азии усилился Китай, сегодня в ней доминирующий. Без всякой мягкой силы, без всякой идеологии. Цинично подходя к постсоветскому пространству как к банальным сырьевым колониям. Для колорита можно добавить интерес к белорусским предприятиям и слухи о получении 5% территории Украины в долгосрочную аренду. Возможно, учимся мы не у тех.