Социально-нефтяные обязательства

Замедление роста экономики России и срыв программы приватизации не приведут к увеличению дефицита бюджета в этом году - он будет даже меньше запланированного
Bloomberg

Минфин подготовил поправки в федеральный бюджет 2013 г. Правительство планирует их одобрить в четверг, а вчера они обсуждались на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева. Бюджет должен оставаться сбалансированным, социальные обязательства сокращать нельзя, заявил Медведев, новые затраты возможны только за счет экономии на ранее заложенных расходах.

«Ведомости» ознакомились с основными параметрами уточненного бюджета. Из-за более медленных темпов роста экономики казна недополучит 506 млрд руб. Однако потери будут компенсированы дополнительными нефтегазовыми доходами, которые Минфин оценил в 546,4 млрд руб. В результате доходы бюджета составят 12,9 трлн руб. - против планировавшихся 12,86 трлн. Расходы не изменятся - 13,4 трлн руб. (см. врез), а дефицит сократится с 521 млрд до 481 млрд руб., или c 0,8 до 0,7% ВВП.

Дополнительные нефтегазовые доходы принесла более дорогая нефть. Доходы бюджета считались исходя из среднегодовой цены за баррель Urals в $97, а теперь Минэкономразвития прогнозирует $107.

Это слишком оптимистично, считает главный экономист HSBC Александр Морозов: «Средняя цена за девять месяцев составила $107,7, но она на пике из-за геополитических конфликтов, в IV квартале вероятно снижение до $100 за баррель». Тогда средняя цена составит $105,8, подсчитал Морозов. Но и в этом случае бюджетный дефицит серьезно не вырастет, успокаивает он: расходы все равно окажутся меньше плана, так происходит каждый год.

В уточненном бюджете ненефтегазовый дефицит увеличивается с 9,7 до 10,3% ВВП. Де-факто нефтегазовых доходов будет больше, часть из них идет на компенсацию выпадающих доходов от срыва программы приватизации, хотя формально это не доходы, а источники покрытия дефицита, объясняет сотрудник аппарата правительства: планировалось, что доходы от приватизации составят 427 млрд руб., а будут - 52 млрд.

В Минфине говорили, что доходы в 427 млрд руб. им пообещало Рос­имущество. Сотрудник Росимущества объяснял, что имелись в виду общие доходы от приватизации, а не только доходы бюджета. Часть средств может оставаться у компаний, например, продажа допэмиссии (14,5%) ВТБ принесла самому банку свыше 102,5 млрд руб.

Путаница с доходами от приватизации вынуждает Минфин не уменьшать план внутренних заимствований. Чистое привлечение в нынешнем году составит 430-440 млрд руб., хотя ранее Минфин не исключал уменьшения займов на 200 млрд руб., признал министр финансов Антон Силуанов. «Мы увеличиваем на 50 млрд руб. бюджетные кредиты регионам, соответственно, нужен ресурс. То есть мы должны больше изъять с внутреннего рынка», - объяснил он.

Другой высокопоставленный чиновник предполагает, что выполнить план по внутренним займам будет очень сложно: всего нужно занять около 1,2 трлн руб., тогда как на 2 октября привлечено всего 559 млрд.

Резервный фонд также не получит, как планировалось, 337 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов. Однако из-за курсовой переоценки размер фонда формально вырастет по сравнению с началом года на 207 млрд руб., пояснил Силуанов.

Это уже произошло. По данным Минфина, 1 февраля в резервном фонде было 2,6 трлн руб., а 1 октября - 2,8 трлн.

Даже при высокой цене на нефть бюджет остается дефицитным, сетует Морозов: исходя из расчетов Минфина для сбалансированного бюджета нефть должна стоить $112-115 за баррель. Это усиление зависимости от нефтяных цен, в прошлом году почти нулевой дефицит был при цене $110,4 за баррель. «Минфин не нарастил, а даже сократил расходы год к году в реальном выражении», - подчеркивает Морозов.

Дальше цена нефти, при которой бюджет окажется сбалансированным, будет только расти, полагает он: все больше нефти станут добывать на месторождениях, где действует льготное налогообложение, - а это выпадающие доходы для бюджета.