Лишние люди «Югории»

Последний крупный страховщик с госучастием - ГСК «Югория» сократила персонал на треть, чтобы остановить рост убытков. Получить прибыль компания надеется в первом полугодии 2014 г.
А.Махонин/ Ведомости

Как стало известно «Ведомостям», компания только за первое полугодие сократила 850 человек, уменьшив среднесписочную численность до 2000 человек. Это привело к снижению управленческих расходов до 1 млрд руб. в первом полугодии с 3,1 млрд в 2012 г., следует из презентации гендиректора «Югории» Алексея Охлопкова для депутатов ХМАО-Югры (есть у «Ведомостей»). Сокращение персонала должно снизить управленческие расходы в 2013 г. на 34,7% до 2,05 млрд руб., как в 2009 г.

Рост управленческих расходов стал одной из причин убытков компании в последние годы (см. график). Его размер за 2012 г. - 1,94 млрд руб. по МСФО - отразил «абсолютно все известные проблемы компании, включая обязательства, убытки и формирование страховщиком резервов четко по нормативам», подчеркивается в презентации. Другая причина убытков - демпинг: в 2011-2012 гг. «Югория» заключала договоры «по любым ценам с любыми страхователями, особенно в европейской части страны». Еще одна - снижение расходов бюджета ХМАО-Югры (единственный владелец страховщика) с 1,1 млрд руб. в 2009 г. до 300 млн в этом году.

С зимы компания находится под наблюдением регулятора и выполняет план финансового оздоровления. При этом «по-прежнему испытывает дефицит ликвидности в объеме до 600 млн руб.», признает в презентации Охлопков, обещая закрыть его «без дополнительных ресурсов бюджета ХМАО-Югры» - «за счет внутренних ресурсов группы «Югория». Результатом должны стать выход на прибыль в первом полугодии 2014 г. и чистая прибыль в 100 млн руб. по итогам года.

Страховщики не припомнят столь масштабных сокращений. «Из компаний, которые мы рейтингуем в СНГ, так никто не делал, - говорит кредитный аналитик S&P Виктор Никольский. - Это более характерно для банковского сектора в 2008-2009 гг. Тогда это были тотальные сокращения сотрудников продающих подразделений, что позволило многим улучшить результаты».

Издержки на персонал обычно самая большая статья расходов, отмечает гендиректор «Согласия» Сергей Савосин: «Но нужно внимательно смотреть, как сокращение тех или иных людей влияет на различные каналы продаж, качество урегулирования [убытков] и др.». Он допускает, что сокращение управленческих затрат связано с сокращением операций и аутсорсингом ряда услуг.

«У «Югории» сложная ситуация - они решили закрыть ряд филиалов. Но при снижении доходов для страховщика нормально сокращение представительств», - соглашается заместитель гендиректора ОСАО «Россия» Павел Башнин. «Россия», как и «Югория», находится в процедуре финансового оздоровления, но «мы подобного сокращения не проводили - мы меняем команды в убыточных регионах, ведь уход из него не прекращает обязательств перед клиентами», объясняет Башнин.

«Необходимо признать, что компания никогда не работала в рыночных условиях и оказалась полностью не готовой к снижению поддержки со стороны округа, - отмечает Охлопков в презентации. - В итоге пересмотрены тарифы, закрыты убыточные направления деятельности, идет работа по повышению эффективности компании: централизация учета, пересмотр андеррайтинговой политики, снижение дебиторской задолженности и стоимости ремонта автомобилей. Реализация мероприятий требует большего времени, тогда как на компанию продолжают негативным образом влиять убытки по договорам, заключенным в 2011 и 2012 гг.».