«Сибирский деловой союз» продает транспортную «дочку»

«Сибирский деловой союз» выставил свою транспортную компанию «Новотранс» на продажу, круг покупателей пока не известен. Эксперты оценивают компанию в $370 млн
«Сибирскому деловому союзу» выгоднее продать «Новотранс», чем управлять им/ А.Махонин/ Ведомости

Как стало известно «Ведомостям», кемеровский холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС) нанял Альфа-банк и ВТБ для продажи одного из подразделений холдинговой компании «Новотранс» (занимается перевозками угля по железной дороге) - ЗАО «Новотранс». «Основной транспортный бизнес» останется у СДС, сообщила компания. СДС - основной владелец «Новотранса», еще 19% было у гендиректора Сергея Гришина, но холдинг СДС выкупил их. О намерении холдинга продать компанию рассказали два источника, близких к продавцу и одному из банков. Стоимость актива, форма продажи и претенденты на него пока не ясны.

Купить ЗАО «Новотранс» может оператор, у которого небольшая долговая нагрузка: Globaltrans или железнодорожная компания АФК «Система», предполагает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Представители Globaltrans и АФК «Система» от комментариев отказались.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Холдинговая компания «Новотранс» - девятый по численности вагонов в управлении железнодорожный оператор (см. график). Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров оценивает его в $370 млн. Для СДС продажа одного из подразделений транспортного холдинга сейчас особенно актуальна, рассуждает эксперт. Долг/EBITDA «Новотранса» приближается к 4, почти весь парк находится в лизинге и ежегодный объем лизинговых платежей составляет около 6 млрд руб., констатирует Бурмистров. По итогам 2013 г. «Новотранс» получит убыток в 500 млн руб., выручка компании - 6 млрд руб.

В прошлом году было продано три кэптивных оператора. Globaltrans купил транспортную «дочку» «Металлоинвеста» (за $540 млн без учета долга) и ММК (за $250 млн), «Нефтетранссервис» - Evraz (за $315 млн). В этом году «Северсталь» продала свою транспортную «дочку» Первой грузовой компании Владимира Лисина (сумма сделки не раскрывалась). На продажу свою транспортную компанию в прошлом году выставлял и «Мечел». Все кэптивные операторы продавались с долгосрочным контрактом на перевозку грузов. На практике это оказалось выгоднее долгосрочных контрактов, отмечает Бурмистров.

Сейчас очень удачное время для продажи кэптивных операторов, так как покупатели готовы дорого платить за доступ к грузовой базе, а собственный операторский бизнес для грузовладельцев менее эффективен, чем его продажа, констатирует Бурмистров. Но финансовое состояние крупнейших операторов сейчас не позволяет дорогих покупок.

Выручка «Трансконтейнера» по РСБУ в I квартале снизилась на 23,6% до 981 млн руб., железнодорожного дивизиона Fesco («Трансгарант» и «Русская тройка») - на 19,7% до $74,6 млн. Выросла только выручка Globaltrans - на 14% до $735,6 млн. Но на показателях выручки Globaltrans в этом году отразились результаты купленных вo втором полугодии прошлого года кэптивных операторов. Другие компании свои результаты за этот год не раскрывали. РЖД прогнозирует падение погрузки на своей сети на 2% до 1,24 млрд т, но выручка монополии вырастет на 1% до 1,2 трлн руб.