Сколько линий рисунку хватит

«Ландшафты» Евгения Асса - выставка рисунков известного архитектора, завороженного формой и равнодушного к деталям
Выставка Евгения Асса только кажется небрежной/ А.Гросицкая

Графика Евгения Асса - минимум изображения и усложнений. Но минимализм, простота и небрежность в его случае только декларация. На выставке в галерее «Роза Азора» рисунки прикреплены к стене без обрамления, так что кажется, они только-только вытянуты из рук рассеянного мэтра (а Асс, кроме того что уважаемый архитектор, лауреат разных конкурсов, еще и ректор архитектурной школы МАРШ и профессор Московского архитектурного института). Вот он чертил что-то в задумчивости, машинально, как-то так, для себя и готов был уже скомкать бумажку и бросить ее в корзину, но заботливые ассистенты-поклонники быстро спасли шедевр.

Все не совсем так, рисунки для «Ландшафтов» действительно делались Ассом, что называется, для себя, машинально, но были тщательно отобраны среди большого количества скопившихся за несколько лет небольших листов, маленьких листиков и невзрачных пожелтевших бумажек.

Отобрали для выставки их кураторы, а потом просмотрел автор. Внешне хаотичная развеска тоже, не стоит сомневаться, им проинспектирована. Асс известен как большой, даже чрезмерный эстет и аккуратист. Поэтому за спонтанностью и непритязательностью его как будто почеркушек просматриваются задача и расчет. Профессия архитектора исключает непродуманность, даже на подсознательном уровне. Вот квадрат энергично заштрихован по диагонали, отчего теряет монолитную устойчивость совершенно черного квадрата. Вот две линии, так же косо заштрихованные, явно обозначают пейзаж с линией горизонта, а вот почти те же линии, но уже никакой не пейзаж, а так просто - закрашенные полосочки.

Кажется, что Ассом руководит минималистская любознательность, желание проверить, скольких касаний карандаша к листу достаточно, чтобы получить изображение, как соотносятся простые геометрические формы, если меняется способ их окраски, как предметный натюрморт превращается в архитектурный пейзаж. Возможно, напрямую автор такими вопросами не задавался, но получилось, что ответил на них.

В сравнении с прошлыми выставками Асса, а он их устраивает раз в несколько лет, «Ландшафты» можно назвать торжественными и чувственными. Здесь есть даже отдел с рисунками обнаженной натуры - женской, но геометрической формы.

До 26 октября