Всем спать

Регулярный недосып смертелен для производительности труда. Похоже, в крупных корпорациях это наконец поняли и пытаются взять ситуацию под контроль
Fotolia/ PhotoXPress

Недосып разоряет. $63

млрд - такую сумму в год теряют американские компании из-за недосыпа работников и падения производительности труда, показало исследование, проведенное Гарвардской медицинской школой в 2011 г. Эксперты утверждают, что «недоспавшие работники чаще втягиваются в разного рода конфликты и теряют желание работать»

Гай Мидоус раньше занимался исследованиями сна в лабораториях больниц Charing Cross и Royal Brompton в Лондоне. Из ночи в ночь он наблюдал за людьми с расстройствами сна, пока они тщетно пытались сомкнуть глаза. Восемь лет назад он решил, что с него хватит. «Я устал. У меня была посменная работа, и я знал, что это плохо для здоровья», - рассказывает он. Сам 36-летний ученый спит здоровым сном, хотя без ночных беспокойств его жизнь не обходится. Спать мешают двое маленьких детей: одному сейчас год, а другому - три.

Работа в больничных лабораториях показала ученому: людей, желающих избавиться от проблем со сном, так много, что их потребности могут сформировать отдельную нишу на рынке. Мидоус - один из представителей нового вида консультантов, которые разбираются с проблемами сна как у частных клиентов, так и в целых компаниях. Он говорит, что чрезмерно длинный рабочий день, новые технологии и работа с рынками, расположенными в разных часовых поясах, приводят к тому, что «многие люди чувствуют усталость и перевозбуждение одновременно. Когда человек с плугом в руках распахивал поля, он не проверял каждые пять минут свои странички в Facebook или Twitter. Его мозг был спокойнее. А сегодня наш мозг получает такую стимуляцию, что мы не можем спать».

Мидоус точно знает: «Лучше всех спят те, кто не прилагает усилий к тому, чтобы заснуть». Люди, страдающие бессонницей, наоборот, делают все возможное, чтобы заснуть, и все равно не спят. Мидоус рассказывает, что многие его клиенты часами лежат в постели, думая: «Я ведь пробежал марафон, не пил сегодня кофе или спиртного. И все равно не могу заснуть». Мидоус видит свою задачу в том, чтобы научить людей «не бороться мысленно с бессонницей».

Сегодня появились компании, например Google и Procter & Gamble, которые инвестируют в здоровый сон сотрудников. Они проводят лекции на эту тему для персонала и обучают менеджеров по работе с человеческими ресурсами: те знают, как и что посоветовать сотрудникам, желающим повысить качество своего ночного сна. Типичный совет - не оставлять смартфоны и другие девайсы около постели и отходить ко сну всегда в одно и то же время. Консультанты по проблемам нарушения сна также предлагают обычно отрегулировать освещение в помещении так, чтобы организм выделял гормон сна мелатонин, и составить наиболее подходящий график зарубежных командировок.

«Работодатель может сформировать наиболее приемлемый график для сотрудника с учетом расписания рабочих смен в организации. Он также в силах объяснить линейным руководителям, насколько вредно заставлять людей постоянно работать сверхурочно», - говорит Мидоус.

Компании настолько обеспокоены проблемами сна работников, что услуги Мидоуса нарасхват. Он сотрудничает одновременно с маркетинговыми департаментами Estee Lauder, Tui и Thompson Reuters. Все три компании хотят включить концепцию здорового сна в позиционирование своего бренда.

Ребекка Роббинс, соавтор книги Sleep for Success, работает консультантом по сну в нью-йоркском отеле Benjamin Hotel. Кроме того, она неоднократно консультировала на тему сна банки и высокотехнологичные компании. По ее словам, гендиректор, проповедующий концепцию здорового сна, может изменить культуру компании на глобальном уровне. Но только линейные руководители могут реально отследить, насколько сильно устают сотрудники, и изменить расписание их работы.

Нэнси Ротштейн консультирует компании и читает лекции их сотрудникам на тему повышения качества ночного сна. По ее наблюдениям, компании в последнее время все больше интересуются, какие выгоды они могут извлечь для себя, если устранят проблему усталости и недосыпа у сотрудников. «Раньше работодатели пропагандировали среди работников идеи здорового питания и занятия фитнесом. Никто не думал о проблемах сна. Между тем ничто так не влияет на работу, как количество и качество сна», - говорит она.

Роббинс рассказывает: «Всегда считалось, что много спят ленивые. Поэтому людей агитировали повышать продуктивность с помощью походов в спортзал. На самом деле вместо спортивных занятий большинству из нас нужен просто лишний час сна».

А Рассел Санна, исполнительный директор подразделения по медицине сна Гарвардской медицинской школы, сожалеет: «Далеко не все работодатели считают, что количество сна влияет на результаты работы. В таких компаниях превалирует мнение, что много спят только неудачники». Между тем, добавляет он, малое количество сна и его плохое качество имеют наихудшие последствия не только для работника, но и для работодателя.

Санна добавляет, что «сон считается личным делом каждого... сферой жизни, куда работодателю входа нет. Тем не менее дурной сон может иметь фатальные последствия». Многие несчастные случаи на работе происходят вследствие недосыпа и плохого самочувствия сотрудников, говорит он. Так, по данным последних исследований сна, 7,8% серьезных авиакатастроф в США произошли по причине недосыпа и сонного состояния пилотов. Материальный ущерб при этом составил как минимум $1 млн.