Человек недели: Андрей Исаев

А.Махонин/ Ведомости

Почему они так сердятся? Этот вопрос возникает все чаще: в моменты агрессивных заявлений людей при власти, при появлении жестких законодательных запретов, при осуществлении не очень адекватных силовых акций и судебных санкций. Всякий раз кажется, что у неадекватности есть какой-то высокий мотив. Кажется, что есть некое политическое оправдание тому, почему нелояльная часть населения вызывает не просто раздражение, а ярость.

Андрея Исаева можно было назвать самым сердитым из партбоссов «Единой России». Его гневливость в сочетании со статусом партийного идеолога всегда была заметна. В отличие от коллег он атаковал не тех, кто точно не даст сдачи, - не абстрактных мигрантов и геев, - а будто нарочно ввязывался в драку там, где она точно будет. Его любимая мишень - либералы, СМИ и блогеры. «Журналисты нового типа, я их называю либералистами», «цепные псы доморощенного либерализма», «самый отсталый класс общества», «мелкие твари».

Сам Исаев наказать «цепных псов» не может: он возглавляет довольно безобидный комитет по труду, уголовное право не регулирующий. Те же, кто придумывает кары для «отсталого класса» и осуществляет их, напротив, предпочитают лексику нейтральную и убаюкивающую. Отчего возникает впечатление, что слова и дела передового класса не то чтобы расходятся, но имеют некоторую рассинхронизацию: ругаются одни (Исаев, Яровая), бьют другие. Хотя общая логика прослеживалась: хотите узнать, за что бьют, - послушайте Исаева.

Но дебош в самолете выявил еще один мотив. Оказывается, дикое раздражение вызывают не только враги режима, но вообще обычные граждане, пассажиры, стюардессы, простые подзащитные комитета Исаева. Природа конфликта, если абстрагироваться от физиологических подробностей, в том, что представители передового класса - с учетом 20 лет успешной партийной карьеры, 15 лет доминирования во власти, накопленных связей, несметных богатств, могучих ресурсов - как бы справедливо рассчитывают на совсем другой уровень послушания и почитания, нежели тот, что демонстрирует толпа. Не только на воздушном судне, но и, скажем, на дорогах, когда не расступается перед мигалками или гудит вослед. Этот разрыв между осознанием своего масштаба и наблюдаемой реальностью не может не вызывать бешенство. Чувство, смешанное, возможно, со страхом. Потому что растущая нелюбовь между избранниками и народом, очевидно, не может длиться вечно. Кому-то придется уходить - и не только с борта самолета и из генсовета пока еще правящей партии.