Ориентирование на денежной местности

Ведущие мировые центробанки стали публиковать ориентиры своей будущей политики. Эффект не всегда получается ожидаемым: порой попытки денежных властей сделать ее более предсказуемой еще больше запутывают участников рынка
Чтобы не спугнуть инвесторов, Бену Бернанке приходится тщательно подбирать слова./ Pete Marovich/ Bloomberg

Обещания центробанков

- ФРС сохраняет готовность продолжать проводить ультрамягкую денежную политику, пока безработица не снизится до 6,5%, а прогнозы по инфляции не превышают 2%. - ЕЦБ ожидает, что базовая ставка (0,5%) останется на нынешнем или более низком уровне в течение продолжительного периода времени. - Базовая процентная ставка (0,5%) и программа выкупа гособлигаций на 375 млрд фунтов не изменятся, пока безработица не снизится до 7%, обещает Банк Англии. Эта политика будет проводиться, если ожидаемая в ближайшие 18-24 месяца инфляция не будет превышать 2,5%, будут ограниченные инфляционные ожидания со стороны потребителей, компаний и инвесторов и если низкие ставки не будут представлять угрозы финансовой стабильности.

Казалось бы, столь консервативные институты, как центральные банки, не должны быть подвержены капризам моды. Однако руководители центробанков - люди космополитичные. Масштабность влияния, которое оказывают их решения на мировую экономику, заставляет их подражать друг другу. Их последнее увлечение - публичное информирование об ориентирах будущей денежной политики.

До того как оно вошло в моду, общим местом для представителей монетарных властей были заявления, что они никогда не дают обещаний касательно каких-либо своих действий в будущем. Но все изменилось. Федеральная резервная система США уже несколько лет указывает на свои будущие действия. Марк Карни, будучи председателем Банка Канады, ввел там публикацию ориентиров в практику; считая эту политику успешной, он применил ее и в Банке Англии, который возглавил этим летом. Экспериментировать с управлением общественным мнением начал в последние месяцы и президент Европейского центрального банка Марио Драги (см. врез). Поскольку процентные ставки ведущих центробанков и так уже долгое время находятся у нулевого уровня, они таким образом пытаются заявить о своем желании и готовности продолжать проводить ультрамягкую денежную политику, пока экономики в достаточной степени не оправятся от последствий кризиса.

Сложилось так, что указания относительно будущей денежной политики даются двух видов. Во-первых, это обещание не повышать процентные ставки в течение определенного периода времени. Именно это стал делать Марк Карни в Банке Канады еще в 2009 г.

Во-вторых, ФРС в декабре 2012 г. пообещала поддерживать экономику до тех пор, пока определенный экономический индикатор, в данном случае безработица, не достигнет уровня, соответствующего устойчивому восстановлению (дополнительным индикатором стала инфляция, прогноз по которой не должен превысить определенный уровень). Примеру ФРС в этом году последовали Банк Англии и ЕЦБ.

Реализация такой политики пока дает неоднозначные результаты; порой она порождает больше неопределенности, чем привносит ясности.

Как только ФРС впервые заявила, что готовится к сворачиванию в этом году программы количественного смягчения, в рамках которой она ежемесячно выкупает казначейских и ипотечных облигаций на $85 млрд, доходности американских и прочих облигаций подскочили, упали акции и валюты развивающихся рынков, которые до этого росли благодаря избыточной ликвидности, создаваемой в рамках программы количественного смягчения.

А когда в сентябре ФРС решила - по крайней мере, на данный момент - не сокращать объем выкупа облигаций, это решение, как и отсутствие объяснения его причин со стороны председателя ФРС Бена Барнанке, было встречено критически.

«Насколько мы - и большинство тех, с кем мы говорили, - поняли, главная цель повышения прозрачности ФРС состояла в том, чтобы сделать более понятным, что она может предпринять и почему, - говорит экономист Джон Левеллин из Llewellyn Consulting. - Прояснить, на что ФРС обращает внимание, и таким образом управлять ожиданиями - идея, похоже, была в этом. Если это действительно так, эффективность данной стратегии оказалась под вопросом». Теперь стало сложнее понять, чем же именно руководствуются при принятии решений члены федерального комитета по открытым рынкам, особенно в том, что касается ситуации на рынке труда, отмечает Левеллин. «Это грозит снизить доверие к ФРС и увеличить волатильность на финансовых рынках», - добавляет он.

Руководители Банка Англии и ЕЦБ, представляя свои ориентиры, частично отвечали на ту реакцию, что была спровоцирована заявлениями ФРС. «Сейчас как раз то время, когда что-то подобное крайне уместно. Мы в начале возобновляющегося восстановления [экономики], - заявил Карни в августе, впервые представляя параметры своей будущей денежной политики. - Вслед за облегчением, которое это восстановление вызывает, могут сформироваться вполне понятные ожидания немедленного сворачивания чрезвычайных мер денежного стимулирования, которое на самом деле является ключевым фактором, помогающим этому восстановлению продолжаться».

Однако ни ЕЦБ, ни Банк Англии не смогли своими заявлениями повернуть вспять процесс роста доходностей облигаций, спровоцированный разговорами руководителей ФРС о готовности начать сворачивать программу количественного смягчения. Более того, финансовые рынки не очень поверили Карни, который фактически пообещал не ужесточать денежную политику до середины 2016 г.: после его августовского заявления выросли доходности гособлигаций, сейчас котировки процентных фьючерсов показывают, что официальные ставки начнут подниматься в 2015 г.

«Если кто-то думал, что можно отвязать долгосрочные процентные ставки в Великобритании и еврозоне от ставок в США, то это иллюзия. Центробанки смогли улучшить процесс донесения своих взглядов [до участников рынков]. Но сложность в том, что у ФРС пока не получается четко их изложить», - говорит Дженс Ларсен, экономист RBC Capital Markets.

Не ясно также, насколько центробанки в реальности будут привержены представленным ориентирам. Они уже посеяли сомнения в готовности следовать им, заявив, что ценовая или финансовая нестабильность может заставить их пересмотреть проводимую политику. Они также неоднократно указывали на неопределенность, связанную с развитием экономики в их странах.

Банк Англии пояснил, что, представляя ориентиры будущей денежной политики, его руководители стараются не снять неопределенность в отношении перспектив развития экономики, а структурировать ее, указывает Ларсен. «Рынкам сложно осознать такую позицию», - заявляет он.

Попытка передать участникам рынков свое видение перспектив развития экономики и соответствующих действий монетарных властей - вещь крайне сложная по своей сути, признает Ларсен.