От редакции: В черном-черном городе

М.Стулов/ Ведомости

Первый канал» начал показ художественного сериала «Станица», основанного на событиях в станице Кущевской (в 2010 г. там произошло массовое убийство 12 человек) и показывающего бандитский беспредел и полный провал государства в отдельно взятом населенном пункте. Казалось бы, это противоречит пропагандистской цели. Но у телевидения в России не прямолинейные задачи.

Телеканал «Россия» продолжает серию псевдо-научно-популярных фильмов. Новый фильм «Вода. Новое измерение» повторяет фантастические утверждения о том, что вода все помнит. О том же речь шла в вызвавшем резкую критику комиссии по борьбе с лженаукой РАН фильме «Великая тайна воды» (2006). В той же серии в 2009 г. вышел фильм «Плесень», рассказывающий, что все войны и революции были вызваны массовым отравлением людей спорыньей.

Эзотерике, НЛО, тайнам истории и экстрасенсам посвящено большинство передач РЕН ТВ. НТВ занимает нишу телеканала про убийства, изнасилования, стихийные бедствия и катастрофы.

На критике разлагающего влияния телевидения построена риторика многих кремлевских политиков, но на качестве ТВ вся эта риторика не сказывается. Даже напротив: разговоры о плохом телевидении дополняют создаваемую тем же телевидением картину пугающего и непознаваемого мира. И не только телевидением - массовые газеты, интернет-сайты и социальные сети распространяют сенсационные ужасы. Почему так?

Конечно, новости о катастрофах и убийствах всегда легко продать, они работают на массовую аудиторию, поддерживают рейтинги каналов - а отсюда заинтересованность рекламодателей. Но есть и не такой прямой эффект. Сознательно или нет, авторы и менеджмент телеканалов трансляцией ужасов влияют на уровень потребностей обывателя. Если исходить из пирамиды Маслоу, то картина ужасного мира вокруг заставляет человека фокусироваться на базовых потребностях - физиологических и потребностях безопасности для своей семьи. Социальные, престижные и духовные потребности оказываются не актуальны, это еще больше атомизирует общество и затрудняет самоорганизацию для решения каких-то задач.

Еще печальнее, говорит руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон, что ужасы и псевдонаука в СМИ формируют у обывателя привычку никому не верить, некий стихийный агностицизм. Мир опасен, кругом враги (даже в воде и еде), во всем есть второй и третий смысл; правды, может быть, нет вовсе. Это шире, чем конспирология; люди ощущают свою личную независимость через недоверие ко всему внешнему - при том что внутри оказывается пустота. Такой социологический фон чрезвычайно негативен с точки зрения развития образования и культуры.