X5 обещает рост без срока

Топ-менеджмент X5 Retail Group, второго по выручке ритейлера в России, впервые за несколько лет встретился с инвесторами и аналитиками. Компания пообещала восстановить рост, но не назвала никаких сроков. Аналитики позитивных изменений быстро не ждут
X5 хочет открыть 150-200 новых «Каруселей»/ М.Стулов/ Ведомости

Исполнительный директор X5 Стефан Дюшарм, финансовый директор Сергей Пивень и руководители трех основных форматов сети Ольга Наумова, Януш Лелла и Светлана Воликова в пятницу, 11 октября, встретились примерно с сотней инвесторов и аналитиков на Московской бирже.

Инвесторов больше всего интересовали сроки восстановления роста. «Может быть, у вас есть какое-то ощущение, когда это может быть?» - спрашивал Дюшарма Патрик Шилдс из инвестбанка Wood & Co.

Следующий год будет «еще одним переходным годом», рассказал инвесторам Дюшарм: компания будет обновлять все три вида магазинов - гипермаркеты «Карусель», дискаунтеры «Пятерочка» и супермаркеты «Перекресток». Во всех трех форматах обновятся торговые залы, оборудование, изменится ассортимент, появится больше свежей продукции, улучшится сервис, рассказал Дюшарм. В перспективе это должно восстановить покупательский трафик, сопоставимые продажи и рост выручки. «Мы уверены, что возможность для восстановления есть», - заявил он.

В начале октября с ключевыми сотрудниками X5 Retail в Берлине встречался совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман, уделяющий в последний год много внимания розничному активу. Но и он, по словам двух присутствовавших на той встрече сотрудников компании, конкретных сроков не называл. Фридман, по словам собеседников «Ведомостей», заявил, что у основного акционера нет намерений продавать бизнес или проводить крупные M&A-сделки. «Процесс реорганизации структуры завершен, набрана ключевая команда, и теперь у компании есть все для восстановления», - пересказывает его слова один из участников встречи. Получить подтверждение этих слов у Фридмана не удалось.

По-прежнему вторые

Одновременно с началом встречи с инвесторами Х5 опубликовала результаты за III квартал: чистая розничная выручка группы выросла только на 6,6% (в том числе за счет увеличения среднего чека - на 3,1% и количества покупок - на 3,5%) до 123,5 млрд руб. при продовольственной инфляции около 6,5%. При этом в магазинах, работающих больше года, число покупателей снизилось на 6,2% (больше всего в «Пятерочках»), а средний чек увеличился на 4,9%. В начале 2013 г. X5 уступила лидерство по выручке основному конкуренту, «Магниту», и в III квартале разрыв снова увеличился - чистая выручка «Магнита» за III квартал выросла до 144,26 млрд руб. На встрече с инвесторами Пивень объявил о снижении прогноза по росту продаж за 2013 г. до 8%. Еще в начале года Дюшарм заявлял: если выручка вырастет меньше чем на 11%, менеджмент разочаруется.

Слабые цифры III квартала и невысокая конкретика заявлений оставили ощущение, что у компании впереди еще долгий путь, отметила Мария Колбина из «ВТБ капитала»: «Позитивные тенденции и операционные результаты, скорее всего, мы увидим не ранее 2015 г.».

«Конкуренты развивались, покупатели уходили»

Компания развивается не по тому пути уже несколько лет и ждать, что новый план все изменит, слишком рано, говорит представитель одного из фондов, присутствовавший на встрече. «2014 год опять будет переходным. Хотя год назад менеджмент говорил, что машина на ходу, сейчас мы поедем и быстро наверстаем упущенное. Возможно, они несколько заблуждаются в масштабах проблемы и ее сложностях. Пока идентифицировали проблемы, рынок не стоял на месте, конкуренты развивались, покупатели уходили, и вернуть их назад будет достаточно трудно», - говорит инвестор.

В Москве и Санкт-Петербурге, ключевых для X5 регионах, конкуренция с каждым годом все острее. Другой крупный ритейлер - «Дикси» еще в мае 2012 г. сообщал, что возле каждого магазина его сети в среднем стоит 3,9 магазина конкурентов. К маю 2013 г. эта цифра выросла, по данным UBS, уже до 5. Сопоставимые продажи «Дикси» в I квартале этого года могли вырасти на 15%, а не 7,5%, если бы по соседству с ними не открывались новые точки, отмечали аналитики. Рынок изменился не в пользу X5, продолжает представитель фонда: «Он стал только более конкурентным, и [результат X5 за] 2014 г. не принесет сюрпризов, несмотря на то что 2013 год будет низкой базой».

Руководители Х5 говорят, что подготовились к этому: например, гипермаркеты «Карусель» не только обновят внешний вид и ассортимент, но и станут развиваться в городах с населением от 50 000 жителей (при этом сами магазины будут компактнее - 3000-4500 кв. м), рассказала Воликова. До сих пор «Карусель» открывалась только в городах с населением от 100 000 человек, но сейчас там активно развиваются конкуренты - Metro Cash & Carry, «О'кей», «Лента», «Ашан». Х5 насчитала около 150 городов с населением 50 000-100 000 и 170 городов с населением более 100 000 и полагает, что в 90-120 из них есть потенциал, чтобы в среднесрочной перспективе открыть 150-200 гипермаркетов. Сейчас у Х5 78 гипермаркетов, как и на конец 2012 г. Кроме того, в ближайшие 10 дней компания запустит программу лояльности.

«Ответов не стало больше»

Встреча важна сама по себе, говорит Колбина из «ВТБ капитала». «Нам постарались что-то объяснить, с нами поговорили, наверное, это хорошо, но ответов не стало больше», - соглашается Виктория Петрова из Credit Suisse. Объявленные на встрече инициативы - «нормальные, здоровые», говорит она, но сработают ли они - неизвестно. «Мне кажется, что инвесторы должны воспринимать позитивно то, что отражено в цифрах. А цифры этого пока не отражают, - говорит аналитик. - Какова вероятность, что через два года мы не получим такой же день инвестора, где будут рассказывать о трансформации?»

По итогам торгов 11 октября расписки Х5 на Лондонской бирже подешевели на 3,7% до $16,9 за бумагу (индекс российских бумаг на этой бирже снизился на 0,39%).