Юдашкин напротив Микеланджело

Выставка «Валентин Юдашкин. Мода в пространстве» - казус и просчет Пушкинского музея. На фоне старого искусства нарядные платья выглядят плохо
Наряженные манекены в гостях у голых богов/ А.Махонин/ Ведомости

Валентин Юдашкин - народный художник Российской Федерации и заслуженный ее деятель, еще он является действительным членом Российской академии художеств. Возможно, именно высокие регалии не позволили ему естественно вписаться в скромные залы Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Юдашкин, похоже, переоценил свои таланты, отмеченные званиями и почестями, и недооценил воздействие искусства классического, которое даже в копиях и слепках несет энергию, мысль и гармонию - качеств, в богатых нарядах нашего кутюрье за обильной вышивкой, бантами, шлейфами и драпировками не заметных.

Платья Юдашкина разместились в залах музея, где только что с большим успехом показывали картины Тициана и еще не разобрана выставка прерафаэлитов (заметим, что нашлись снобы, упрекавшие англичан в недостатке художественного вкуса, - вот им за это музейное дефиле). Смотрится мода в пространстве искусства ярко, как елочная игрушка в гербарии целебных растений, и громко, как Надежда Бабкина (звездная клиентка модельера), если бы она пела во весь голос в хоре мальчиков.

Идея выставки нехитрая - расставить прямо в залах постоянной экспозиции музея манекены, обряженные в платья из коллекций Юдашкина разных лет. Так, чтобы они подходили к экспонатам. Но вот беда, они никак тут ни к чему не подходят. Несмотря на фантазию и старания выставочного дизайнера Натали Криньер, делавшей в Пушкинском памятную выставку модного дома Dior.

Первый зал - греческий - еще можно выдержать, тут манекены задрапированы в светлые ткани, но не свободно, как у древних богов, а в обтяжку. Получилось что-то вроде туник на жестком корсете, что, согласитесь, оксюморон. И уже на пятом платье возникает металлический блеск пайеток и стекляруса, он будет слепить зрителя на всем пути внедрения моды Юдашкина в старое искусство.

Поскольку Пушкинский музей искусство нового времени показывает не в главном здании, платья из коллекций «Кабаре», например, или «Врубель» могут оказаться в зале с копией великой гробницы Медичи. Но грандиозные скульптуры Микеланджело как-то к выставленным рядом нарядам равнодушны, их покой уже ничто не тронет. А вот нежная живопись с тонким сочетанием алого и небесного в соседстве со сверкающей стеклярусной вышивкой на темно-лиловом фоне выглядит тяжело пострадавшей.

Никто не говорит, что моду нельзя выставлять в художественном музее, хотя это вопрос однозначно не решенный. Но Коко Шанель и Кристиан Диор, чьи выставки уже показывали на Волхонке, внесли вклад в мировую визуальную культуру, изменили облик людей нового времени. Про Валентина Юдашкина этого не скажешь. Ну и внедрять моду в пространство искусства надо осторожно, моде такое соседство невыгодно.

До 15 декабря