Частники теснят РЖД


Вчера президент Владимир Путин предложил РЖД «задуматься» о привлечении частного капитала на рынок локомотивной тяги. «Я не настаиваю, что это нужно делать немедленно», - добавил Путин, подчеркнув, что возможная либерализация локомотивной тяги потребует «соответствующего регулирования» (цитата по «Интерфаксу»). Представитель РЖД на вопросы не ответил.

Уровень износа парка локомотивов составил на конец 2012 г. 74%, сообщило РЖД. До 2020 г. монополии по консервативному варианту необходимо пополнить парк локомотивов (см. таблицу). Необходимые инвестиции для обновления парка локомотивов до 2020 г. - 632,8 млрд руб. (базовый вариант), 804 млрд руб. (консервативный вариант) и 1 трлн руб. (инновационный вариант), следует из Генсхемы развития железнодорожного транспорта до 2020 г. Денег у монополии на это нет.

Железнодорожные операторы уже возят грузы своими локомотивами, но число таких операций невелико, говорит генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. У Globaltrans сейчас 75 локомотивов, у «Нефтетранссервиса» - 43, у «Трансойла» - 37, отмечает эксперт. Сколько они на этом экономят сейчас, неизвестно. После либерализации рынка локомотивной тяги доходы операторов могут вырасти в 2 раза, уверяет эксперт. В структуре выручки РЖД от грузоперевозок (более 1 трлн руб. в 2012 г.) до 30% приходится на локомотивную составляющую, подсчитал Бурмистров.

Совладелец «Трансойла» Геннадий Тимченко летом рассказывал «Ведомостям» о планах создать совместное предприятие со структурами Андрея Бокарева и Искандера Махмудова, которое занималось бы «локомотивными перевозками». «Если государство хочет, чтобы был частный перевозчик, оно должно дать возможность частному перевозчику работать со своими локомотивами и вагонами. А инфраструктура должна принадлежать отдельной госкомпании <...> Тогда перевозчики будут понимать, за что они платят, и будет идти рыночная и понятная работа. Но Владимир Иванович (Якунин. - «Ведомости») по-другому себе представляет это», - говорил Тимченко.

Либерализация рынка локомотивной тяги должна была произойти еще до конца 2011 г., процесс завис из-за нежелания РЖД. Вопрос о механизме допуска частников к локомотивам обсуждался летом и на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Решили разрешить операторам возить грузы на определенных маршрутах, знает источник «Ведомостей», близкий к одному из участников совещания. На каких маршрутах могут появиться частные перевозчики - непонятно, этот вопрос должен был обсуждаться у Дворковича осенью, но пока совещаний на эту тему не проводилось, говорит собеседник.