Лицензия против мошенников

Роскомнадзор предлагает не выдавать лицензии контент-провайдерам, у которых нет прямого договора с сотовым оператором. Так ведомство хочет бороться с мошенниками
Мобильный контент можно будет продавать только с санкции оператора/ Д.Абрамов/ Ведомости

Если требование по заключению прямых контрактов с оператором будет исполняться, это сделает рынок мобильного контента более цивилизованным и прозрачным, говорят представитель МТС Дмитрий Солодовников и пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Представитель «Мегафона» не стал это комментировать.

Вчера в Роскомнадзоре состоялось внутреннее совещание, на котором различные департаменты ведомства обсудили, какие требования должны предъявляться к производителям и агрегаторам контента, претендующим на новую лицензию, рассказал «Ведомостям» замруководителя Роскомнадзора Олег Иванов. Ведомство решило, что основным условием должен стать прямой контракт с оператором связи - без него контент-провайдер не сможет получить лицензию.

В России многие контент-провайдеры работают с операторами не напрямую, а через посредников. Это так называемые подрядчики второго или третьего уровня, объясняет Иванов. Именно на этих уровнях, считает он, чаще всего возникают проблемы с использованием мошеннических схем, а задача ведомства - сократить число подобных операций.

Наиболее часто встречающиеся способы мошенничества в мобильных сетях - распространение вредоносного ПО, списание средств за неоказанные услуги, некорректное информирование абонента о стоимости сервиса. Например, контент-провайдер присылает абоненту sms со ссылкой, ведущей на зараженный сайт, или, называя цену услуги, «забывает» уточнить, что деньги будут списываться каждый день. Популярна рассылка sms вроде «Мама, я в беде, положи денег на телефон» или «Ваша карта заблокирована».

Роскомнадзор и Минкомсвязи с сентября готовят поправки в законодательство, касающиеся рынка мобильного контента. В последних изменениях, внесенных в закон «О связи», сказано, что «контентные услуги - это вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности». Фактически это означает, что все компании, продающие контент абонентам мобильных операторов, должны получать специальную лицензию.

Председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова считает, что требование Роскомнадзора очень чувствительно для рынка. «Пирамидальная схема», которая подразумевала, что небольшие контент-провайдеры работают с оператором не напрямую, а через агрегатора, избавляла сотовую компанию от множества проблем, рассказывает Анциферова: в частности, от огромных расходов на эккаунтинг партнеров и массы бумажной работы по заключению и ведению сотен договоров. Сейчас же вся эта работа ляжет на сотовые компании, и они, вероятнее всего, перенесут свои издержки на контент-провайдеров, сократив для них размер отчислений. Кроме того, это дает операторам огромную власть над рынком, говорит она. Уже сейчас заключение договора для небольшого провайдера порой оказывается проблемой, а с увеличением нагрузки на операторов это может стать непреодолимым барьером для бизнеса. Анциферова считает, что правильнее было бы не ужесточать условия существования провайдеров, а сделать так, чтобы расследования мошеннических действий велись более оперативно и давали более существенные результаты.