Сбербанк вернул состояния

Sberbank private banking считает, что справилась с оттоком клиентов после поглощения госбанком «Тройки диалог». Компания управляет $1,2 млрд от клиентов в основном с состоянием свыше $3 млн
В Сбербанке считают, что в России достаточно клиентов private banking, готовых принести $3 млн/ А.Махонин/ Ведомости

Унаследовавшая бизнес от «Тройки диалог» Sberbank private banking вернула средства клиентов, которые утекли из объединенной структуры, утверждает ее руководитель Елена Шилина. По ее словам, сейчас у компании $1,2 млрд активов под управлением: это на $200 млн больше, чем было у «Тройки» на момент объединения.

Такая услуга есть у Альфа-банка (А-клуб), Промсвязьбанка, Райффайзенбанка, Юникредитбанка. Основной конкурент Сбербанка - группа ВТБ - также предлагает похожий сервис. Жесткого требования по сумме входа нет, но есть плата за годовое обслуживание, говорит представитель «ВТБ 24»: экономически выгодна услуга для клиентов, готовых разместить минимум $0,5 млн. По его словам, направление работает с 2008 г. и на 1 октября доля депозитов VIP-бизнеса в общем портфеле банка (1,2 трлн руб.) занимает 28,7%, или $10,7 млрд.

Sberbank private banking появилась в начале 2012 г. В процессе интеграции часть клиентов приняла решение вывести деньги, но «это было совершенно естественно, присуще всем интеграционным процессам», говорит Шилина: основная масса тех, кто вывел тогда деньги, просто хотели переждать, чтобы понять, как будет развиваться бизнес. Масштабы оттока в 2011-2012 гг. Шилина раскрыть отказалась. О том, что клиенты уходили из объединенной структуры, ранее «Ведомостям» рассказывал топ-менеджер крупного фонда. Он связывал это с тем, что не все клиенты готовы обслуживаться в государственной компании.

К 2015 г., по словам Шилиной, Sberbank private banking собирается нарастить активы до $2 млрд. Это будет происходить в основном за счет клиентов, готовых передать компании от $3 млн. Сначала банк планировал принимать на обслуживание клиентов с $1 млн, замечает Шилина, позже порог был увеличен до $3 млн, так как в стране достаточно и таких клиентов. Но порог для входа условен, добавляет она: «Если мы видим, что потенциальный клиент точно входит в нашу целевую аудиторию (например, в списке Forbes), но по каким-то причинам изначально не готов вносить $3 млн, мы начнем с ним отношения и с меньшей суммы». Такое решение партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов считает обоснованным. Он замечает, что многие пытаются строить private banking в России от $1 млн и даже от $500 000. Но если бы Сбербанк предлагал низкий порог входа, то получил бы «десятки тысяч клиентов, которым не смог бы предложить высокий уровень сервиса», замечает он.

«Сбербанку в отличие от конкурентов не нужно искать клиентов, им нужно обработать уже привлеченных в структуру состоятельных клиентов - выстроить продажи, предложить дополнительные услуги», - говорит Кленов. Но сохранить лояльность в существующей рыночной конъюнктуре будет сложно, замечает он. По оценкам Шилиной, потенциальных клиентов private banking в России много: «В одном только Сбербанке сейчас тысячи клиентов, которые просто размещают суммы такого порядка на классическом депозите».