ФНБ вложится в железную дорогу

Д.Абрамов/ Ведомости

Правительство поддержало выпуск привилегированных акций РЖД в пользу ФНБ для финансирования проектов по реконструкции БАМа и Транссиба, рассказал президент монополии Владимир Якунин, добавив, что соответствующее постановление уже подписано. Постановления еще нет, но принципиальное решение принято, подтвердила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. На модернизацию БАМа и Транссиба РЖД необходимо 562 млрд руб. (утверждено весной), 110 млрд руб. из этой суммы поступит напрямую из бюджета, 300 млрд руб. составят собственные средства компании, а 150 млрд руб. вложит ФНБ, который приобретет привилегированные акции монополии (параметры допэмиссии еще не обсуждаются). На проект модернизации БАМа будет потрачено 515 млрд руб., остальное - на Транссиб, следует из программы развития Восточного полигона РЖД (ее копия есть у «Ведомостей»). К 2018 г. за счет расширения БАМа и Транссиба пропускная способность магистралей вырастет на 55 млн т. Минфин предлагал РЖД вместо привилегированных акций выпустить облигации для финансирования этих проектов, но компания была против. Старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов говорил, что такая схема привела бы к увеличению долговой нагрузки компании.

Вероятно, доходность по префам ниже, чем по облигациям, что выгодно РЖД, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. В случае выпуска облигаций необходимо соблюдать требование о максимальном сроке окупаемости проектов ФНБ - 20 лет. Срок окупаемости БАМа и Транссиба - 55 лет.

РЖД просит изменить требования выдачи средств ФНБ, чтобы профинансировать проект высокоскоростной магистрали Москва - Казань стоимостью 937 млрд руб. Из этой суммы 50 млрд руб. - средства фонда. Проблема в том, что средства ФНБ можно вкладывать в обязательства компаний, которые имеют долгосрочный рейтинг кредитоспособности не ниже BBB- по классификации Fitch или входят в котировальный список как минимум одной биржи. «У нас сегодня «Скоростные магистрали» (реализует проект ВСМ Москва - Казань) в такой котировальный список не входят. Мы предлагаем внести изменения. Правительство такие изменения изучает», - заявил вчера вице-президент РЖД Александр Мишарин (цитата по «Интерфаксу»). Получить комментарии представителя «Скоростных магистралей» вчера не удалось.