«Белый ветер» берется за старое

Продавец электроники «Белый ветер» хочет заставить клиентов покупать более дорогие гаджеты с помощью трейд-ин. Такая услуга уже есть у Best Buy и Walmart, но российские сети в ее эффективность не верят

Как Walmart. 10 сентября 2013

Walmart объявила о запуске своей программы трейд-ин за несколько часов до презентации новых моделей iPhone 5. «Белый ветер» тоже использует старт продаж новых моделей смартфонов Apple в России 25 октября для продвижения своей программы: он планирует объявить, что первым станет принимать технику Apple. Инициатива запуска услуги трейд-ин исходила от «Белого ветра» и не противоречит его условиям сотрудничества с Apple, утверждает Васкевич. Представители Apple от комментариев отказались.

«Белый ветер»

сеть магазинов электроники, 150 магазинов в России.. владельцами считаются структуры «Ак барс банка» и Татфондбанка. Выручка - 12 млрд руб. с НДС в 2012 г. (данные менеджмента).

С сентября «Белый ветер» тестирует услугу трейд-ин в своих магазинах: сеть принимает у клиентов бывшую в употреблении цифровую технику, взамен предоставляя скидку на новый товар любой категории, а старую технику перепродает оптовикам, рассказал гендиректор «Белого ветра» Данила Васкевич. Чтобы воспользоваться сервисом, покупатель должен вместе со старой техникой принести в магазин чек или коробку от старого товара, подтверждающие его покупку в России и легальность происхождения. Сейчас доля продаж новых гаджетов по системе трейд-ин в «Белом ветре» не превышает 3% от общего оборота, потенциал компания оценивает в 5% от оборота.

Ритейлер надеется таким образом нарастить продажи дорогих устройств на 20%, говорит Васкевич. За старый аппарат «Белый ветер» выставляет цену, заплатив которую покупателю компания сможет затем реализовать товар перекупщикам. Размер скидки на новую технику, которую приобретает покупатель, может доходить до 50%, утверждает Васкевич.

Старая техника собирается на складе брака, а затем продается пулу мелких оптовиков - фирм и частных предпринимателей, рассказывает Васкевич. «Мы не проверяем законность их бизнеса, - говорит ритейлер. - Как правило, это палатки, ремонты телефонов и продавцы бывших в употреблении телефонов, всевозможные рынки». Рентабельность их бизнеса он оценивает в 10-15%.

Сам «Белый ветер» на услуге трейд-ин не зарабатывает. «Ритейлер ничего не зарабатывает на этом, а на этапе раскрутки проекта даже теряет около 20% от стоимости принятого аппарата», - утверждает Васкевич. В перспективе он надеется свести свои потери к нулю, но на прибыль не рассчитывает. Сейчас, по его словам, из пяти человек, которые приносят свою технику на оценку, продает ее магазину и покупает только один. Васкевич рассчитывает, что в перспективе это будет делать каждый второй.

Продавцы бытовой техники и электроники - Media Markt, «М.видео» и «Эльдорадо» - и раньше принимали старую технику у покупателей, но до сих пор такие акции были разовыми, а собранная за их время техника обычно отправлялась в утиль. «Белый ветер» заявляет, что прием старой техники будет постоянным.

Схема трейд-ин используется в России в основном на автомобильном рынке: покупатель, сдав старый автомобиль, получает новый, доплатив разницу, напоминает Васкевич. Но зарубежные продавцы бытовой техники и электроники давно освоили трейд-ин. Сейчас такие программы для цифровой техники работают, например, в крупнейшем ритейлере бытовой техники и электроники в США Best Buy, европейском продавце мобильных устройств Carphone Warehouse (на них ориентируется и российский игрок), говорит Васкевич. В начале сентября и крупнейший мировой ритейлер Walmart объявил о запуске программы трейд-ин (см. врез).

Схему трейд-ин для разных моделей телефонов пытался несколько лет назад запустить на постоянной основе «Связной», говорит представитель компании Мария Заикина. Телефоны, которые клиенты сдавали во время акций, потом продавались в магазинах «Связного» как уцененный и бывший в употреблении товар, а также передавались партнерам - небольшим фирмам, которые специализируются на продажах такой техники. «Связной» отказался от постоянной работы по этой схеме после тестирования, не заметив большого спроса. «Поскольку массовой популярностью среди наших клиентов программа не пользовалась, оценить ее экономический эффект отдельно сложно. По нашим наблюдениям, пользователи гаджетов чаще склонны отдать смартфон членам семьи или использовать его как сменный, например во время отпуска», - рассказывает Заикина. «Мощным драйвером для привлечения посетителей» программа, по ее словам, не стала.