Мобильное рабство наоборот

Депутаты предлагают наказать сотовых операторов, которые не смогут вовремя оказать абоненту услугу переноса мобильного номера. Такой абонент, пока не поменяет оператора, должен получать услуги бесплатно. Минкомсвязи идею разделяет
P.Kujundzic/ Reuters

Мера, предложенная депутатами, явно избыточна, говорит руководитель «Мегафона» по связям с законодательной и исполнительной властью Дмитрий Петров, тем более что Гражданский кодекс однозначно определяет услуги связи как возмездные. Кроме того, эта мера не даст желаемых последствий, уверен он: технические проблемы с введением MNP могут возникнуть не у оператора-донора (ему ничто не мешает отпустить абонента с номером), а у оператора-реципиента (который должен этот номер включить в свою сеть). В итоге наказанным окажется не оператор, а абонент, оставшийся без связи. Операторы же рискуют столкнуться с такими последствиями, о которых депутаты, возможно, и не задумывались: в их офисы нагрянут толпы абонентов, спешащих подать заявления о переходе в другие сети только ради возможности попользоваться телефоном бесплатно, предупреждает Петров.

На сайте Думы размещен проект закона о внесении изменения в закон «О связи». Авторы проекта - депутаты Сергей Железняк и Леонид Левин предлагают обязать оператора, не оказавшего абоненту в установленный законом срок услугу по переносу номера в сеть другого оператора (MNP), обслуживать этого абонента бесплатно до тех пор, пока услуга MNP не будет оказана. Проект разработан «с целью введения ответственности оператора <...> за несоблюдение установленных требований законодательства», гласит пояснительная записка. Период безвозмездного оказания услуг депутаты предлагают установить «с предполагаемой даты передачи абонентского номера, установленной в соответствии с правилами оказания услуг связи», до момента фактического перехода абонента в другую сеть.

Железняк называет свое предложение мерой экономического воздействия, нацеленной на то, чтобы операторы не затягивали процесс расставания с абонентами. «Инициатива проговорена со всеми участниками законодательного процесса, и у нас полное взаимопонимание», - заявил он «Ведомостям». В Минкомсвязи законопроект пока не поступал, как только он поступит, министерство будет готовить официальный отзыв, говорит его представитель Екатерина Осадчая. «Но само предложение нам кажется справедливым с точки зрения защиты интересов пользователей, - продолжает она. - Кроме того, такие меры помогут стимулировать операторов начать оказывать услугу в те сроки, которые установлены законом».

По закону услуга MNP должна заработать с 1 декабря 2013 г. и этот срок уже не изменится, убежден Железняк. Представители всех крупнейших операторов, напротив, единодушны: из-за неготовности целого ряда нормативных актов, регламентирующих MNP, запустить эту услугу с 1 декабря, не дискредитировав ее в глазах абонентов, не удастся, срок нужно сдвинуть на апрель 2014 г.

Четыре крупнейших оператора протестировали работоспособность услуг связи на перенесенных номерах, так что оснований сдвигать сроки нет, считает Осадчая. Тем не менее Минкомсвязи обсуждает проект постановления правительства, предлагающий компромисс: дата, начиная с которой каждый оператор обязан отпустить абонента с номером, не меняется, но для операторов, которые технически не успеют подготовиться, предусмотрен переходный период с 1 декабря по 15 апреля 2014 г. В течение этих 135 дней оператор-реципиент - тот, кто принимает абонента-перебежчика - вправе устанавливать дату заключения договора с ним по своему усмотрению, но так, чтобы договор начал действовать не позднее 15 апреля 2014 г.

Депутатский законопроект противоречит Конституции: она запрещает принудительный труд, а законопроект предполагает, что оператор может быть вынужден обслуживать абонента бесплатно, отмечает сотрудник одной из сотовых компаний. Это настоящее мобильное рабство, возмущен он. Есть и противоречие нормам Гражданского кодекса: он допускает штрафы за нарушение условий договора, но не обязывает организацию-нарушителя оказывать услуги бесплатно.

Все это беспокоит и сотрудника другого оператора: перенос номера в установленный срок может сорваться по причине, лежащей в зоне ответственности любого из участников процесса, начиная от технической неготовности сети и кончая авариями, говорит он. А законопроект исходит из презумпции виновности одного лишь оператора-донора.

В перспективе введение ответственности за отказ отпустить абонента может стимулировать операторов соблюдать регламенты предоставления услуги, допускает представитель МТС Дмитрий Солодовников, но сейчас эта мера преждевременна: Минкомсвязи еще не разработало и не приняло нормативно-правовые акты, в которых будут четко прописаны правила взаимодействия операторов между собой и с базой данных перенесенных номеров, что делает невозможным даже тестирование услуги, не говоря уже о ее полноценном запуске. Регулятор до сих пор не сформировал финальный пакет нормативно-правовых документов, необходимых для полноценной качественной работы услуги MNP, хотя операторы неоднократно просили ускорить их подготовку, вторит ему пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. А перекладывать на операторов ответственность за невозможность оказания услуги в срок несправедливо, убежден Солодовников.

Задержка с MNP произошла и происходит не по вине операторов, согласен представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. Поэтому «Ростелеком» считает необоснованными санкции к операторам до тех пор, пока система MNP не заработает у всех мобильных операторов России в полноценном формате. Если уж и обсуждать санкции за нарушение сроков переноса номеров, то логично, чтобы они начали действовать после 15 апреля 2014 г. - срока, указанного в проекте постановления правительства, добавляет Костарев. Представитель «Tele2 Россия» не стал комментировать ситуацию.

Железняк не усматривает в своем проекте противоречий с законодательством: прежде чем вносить его в Думу, депутаты проанализировали все действующие законы, говорит он.