BlackBerry с китайским акцентом

Китайская Lenovo ведет переговоры о покупке BlackBerry. Если сделка состоится, Lenovo укрепит позиции на глобальном рынке мобильных устройств

Китайская Lenovo может купить канадского производителя смартфонов BlackBerry. Компании ведут переговоры и подписали соглашение о неразглашении информации на период, пока потенциальный покупатель изучает финансовое состояние BlackBerry, сообщила газета The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на информированные источники. Смартфоны Lenovo пользуются успехом только в Китае, и покупка BlackBerry придала бы «мобильному» подразделению Lenovo глобальный масштаб.

Публикация WSJ вызвала 4%-ный скачок котировок BlackBerry на NASDAQ, но к концу пятничных торгов рост скорректировался до 2,2%. Представитель BlackBerry отказался от комментариев, но напомнил: компания уже информировала, что ищет покупателя. Представитель Lenovo информацию о переговорах комментировать не стал.

Если Lenovo захочет купить BlackBerry целиком, то этой сделке могут воспротивиться регуляторы, отмечают эксперты, опрошенные агентством Reuters. Информированный собеседник агентства счел наиболее вероятным вариантом покупку китайской компанией только части бизнеса BlackBerry. Ранее многочисленные источники Reuters рассказывали, что канадская компания ведет переговоры о полной или частичной продаже с Cisco Systems, Google и даже с германской SAP (все эти компании не комментировали ситуацию).

Формального предложения о покупке никто из технологических компаний канадцам пока не делал. Зато в конце сентября 2013 г. BlackBerry подписала предварительное соглашение о продаже консорциуму во главе с канадской страховой группой Fairfax за $4,7 млрд. Это соглашение ни к чему не обязывает Fairfax, а вот BlackBerry, если найдет другого покупателя, заплатит страховой группе $150 млн штрафа.

В марте 2013 г. гендиректор Lenovo Ян Юаньцин говорил: сделка с BlackBerry была бы в принципе интересна его компании, но, даже если бы Lenovo получила предложение о покупке, то должна была бы сперва внимательно проанализировать рынок. BlackBerry стремительно теряет рыночную долю: если в I квартале 2011 г. аналитическая компания IDC отводила ей 13,6% в мировых продажах смартфонов (по количеству проданных устройств), то во II квартале 2013 г. - всего 2,9%. Вдобавок до конца года производителю предстоит списать до $1 млрд (такова стоимость не проданных компанией смартфонов) и сократить штат на 40%. Ухудшение позиций BlackBerry вызвано прежде всего мощным наступлением Apple и производителей Android-фонов.

Lenovo - крупнейший китайский производитель компьютеров (она купила этот бизнес в 2005 г. у американской IBM), а во II квартале 2013 г. она вышла в мировые лидеры по поставкам ПК, потеснив HP. В Китае, по данным IDC, Lenovo была в августе 2013 г. вторым поставщиком смартфонов, уступая лишь Samsung, а в мировом рейтинге занимала 4-е место.