Национальная политика: Не так страшен мультикультурализм

Современная история мультикультурализма началась в 1971 г., когда после массовых беспорядков в Квебеке французский язык получил в Канаде статус второго официального./ AFP

Словарь иммиграционной политики - как на уровне государства, так и на уровне повседневной жизни - включает слова практически на каждую букву алфавита. Ассимиляция. Геноцид. Дискриминация. Интеграция. Коммунитаризм. Мультикультурализм. Погром. Расизм. Сегрегация. Толерантность. Это свидетельство высокого накала страстей, бушующих вокруг темы, которая и в России теперь приобрела острую актуальность.

Проблема иммиграции в России требует настоятельного решения. С одной стороны, стареющее население и нуждающаяся с притоке низкоквалифицированной рабочей силы экономика требуют сохранения, если не увеличения притока мигрантов. С другой стороны, Россия находится в числе наименее терпимых к мигрантам стран. По данным опросов «Левада-центра», число отрицательно относящихся к найму мигрантов достигло в октябре 2012 г. максимума (47%) за весь период наблюдений начиная с 1997 г. По сравнению с другими странами среди россиян много меньше тех, кто готов видеть среди своих соседей иммигрантов. Среди европейцев только французы еще более нетерпимы к мигрантам (см. график). После событий в Бирюлеве уровень нетерпимости россиян к мигрантам, вероятно, только возрастет.

Крайними вариантами решения проблемы иммиграции традиционно являются, с одной стороны, сегрегация, с другой - ассимиляция. Сегрегация предполагает проживание иммигрантов в специально создаваемых или спонтанно возникаемых гетто, а также ограничение их прав и свобод. Политика ассимиляции нацелена на полную интеграцию иммигрантов в общество за счет их отказа от собственного культурного наследия. Иммигрант может стать полноправным гражданином, если полностью забудет свой язык и культуру.

В качестве альтернативы и сегрегации, и асcимиляции рассматривают подход, называемый мультикультурализмом. Идею сегрегации выражает метафора шахматной доски с ее четко расчерченными клетками, идею ассимиляции - метафора плавильного котла, в котором разнородные ингредиенты превращаются в суп. Основной посыл мультикультурализма хорошо передается сравнением с мозаикой. Мозаика состоит из разнородных и принимающих различную форму элементов - культур, которые образуют целостную картину, не теряя своего уникального характера.

Мультикультурализм как идеология

Как идеология (рецепт обустройства страны со значительным числом мигрантов) мультикультурализм - явление более гибкое, чем иные «измы». Его положения не противоречат ценностям ни консерваторов (под которыми здесь понимаются сторонники законности и порядка), ни либералов (сторонников толерантности и минимизации вмешательства государства в повседневные дела). Дело в том, что мультикультурализм имеет как минимум три разновидности: консервативную, либеральную и плюралистическую.

Консервативная версия мультикультурализма ставит акцент на равенстве всех граждан перед законом. С этой точки зрения культурные различия и даже статус мигранта становятся незначимыми.

Либеральная версия основана на идее толерантного отношения к представителям разных культур. Отношение к ним всем одинаково ровное. Предпочтение не отдается представителям ни одной из этнических групп.

Сторонники плюралистической версии идут дальше: от нейтрально-толерантного отношения к представителям других культур - к заинтересованному вниманию к культурным особенностям. В этом случае культурные различия нужно сохранять и даже поощрять с помощью специальных программ - в них видится источник развития и новых идей.

Примером реализации плюралистической версии является политика мультикультурализма в Канаде. Причем обязательства правительства по сохранению и развитию культурного, этнического и расового разнообразия в этой стране закреплены законодательно - в законе о мультикультурализме 1988 г. (Canadian Multiculturalism Act).

Приверженное принципам мультикультурализма правительство, в частности, обязуется обеспечить равные шансы на получение работы представителям разных культур посредством политики позитивных действий (affirmative action). Установление квот является одним из таких позитивных действий: доля определенной этнической группы в населении должна соответствовать доле ее представителей среди государственных служащих, к примеру. Правительство также содействует получению образования на языках этнических групп через открытие и частичное финансирование этнических школ. Получают поддержку правительства и СМИ, отражающие интересы этнических групп. Федеральное правительство в Канаде только в 2012-2013 гг. выделило гранты на поддержку культурных инициатив на общую сумму около 27 млн канадских долларов.

Одним из наиболее интересных моментов, связанных с политикой мультикультурализма, является изменение модели действий правоохранительных органов. За действиями полиции зачастую видят интересы отдельных этнических групп, например образующей большинство населения «титульной» нации. Вопрос даже не в том, чтобы переориентировать полицию на защиту интересов национальных меньшинств, а в том, чтобы сделать ее одинаково восприимчивой к интересам представителей всего этнического спектра. Принципы коммунитарной полиции (т. е. полиции, действующей на основе локальных сообществ и через них) в наибольшей мере соответствуют принципам коммунитаризма. В отличие от участковых уполномоченных полиции в России, коммунитарная полиция не только присутствует в каждом квартале - она передает его жителям часть своих полномочий и ресурсов, действуя через них и вместе с ними.

Реально существующий мультикультурализм

Мультикультурализм как идея выглядит весьма привлекательно. Не удивительно, что многие европейские интеллектуалы в 1990-е гг. видели в нем главное средство против набирающих силу националистических настроений. Например, французский социолог Мишель Вьевьорка рассматривает мультикультурализм как шанс на спасение демократических институтов, находящихся под все большим давлением этнического и культурного разнообразия.

Среди стран - лидеров в области мультикультурализма называют Канаду, Австралию и Швецию. Насколько реально существующий мультикультурализм похож на реальный социализм - в том смысле, что реальный социализм имел мало общего с социалистическими идеалами?

Критиковать достижения мультикультурализма на первый взгляд легко. Даже согласно официальной оценке канадского министерства по делам гражданства и иммиграции, отвечающего за проведение политики мультикультурализма, «доказательств достижения с помощью [правительственной] программы по продвижению мультикультурализма желаемых результатов не так много».

Процент самоубийств среди представителей коренного населения Канады намного превышает средние по стране показатели, являясь одним из самых высоких в мире. А ведь культура «первых наций» является одним из ключевых элементов канадской «мозаики».

Социологический опрос, проведенный в 2011 г. к юбилею политики мультикультурализма, показал, что сторонников ассимиляции (полного растворения мигрантов в превалирующей культуре) примерно столько же, сколько и сторонников мультикультурализма. И это после 40 лет усилий правительства по реализации принципов мультикультурализма!

Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то Канада - одна из наиболее этнически неоднородных стран. В ней проживают представители более 200 этнических групп. Страна ежегодно принимает около 250 000 иммигрантов. Несмотря на это, погромы, подобные сотрясавшим европейские и российские города, в Канаде неизвестны. Возможно, мультикультурализм, как и демократия, - это наихудший вариант национальной политики, не считая всех остальных?

Есть ли такая партия?

В Канаде история мультикультурализма началась в 1971 г., когда после массовых беспорядков в Квебеке французский язык получил статус второго официального. Представители других этнических групп - немцы, итальянцы, украинцы - тоже потребовали уделить внимание своей культуре. К слову, мультикультурализм попал во все словари именно в то время с подачи канадцев.

Кто может быть потенциальной движущей силой мультикультурализма в российском случае?

Погромы в Бирюлеве встряхнули как российскую элиту, так и население, что обусловило усиление давления как на мигрантов, так и на представителей этнических диаспор в России. Именно национальные сообщества и диаспоры могут стать потенциальной движущей силой мультикультурализма в России. С одной стороны, их краткосрочные интересы заключаются в обеспечении защиты своих членов от волны национализма. С другой стороны, в долгосрочной перспективе представители диаспор заинтересованы в сохранении и развитии своих культурных традиций.

Как это ни парадоксально, еще одним пропагандистом и проводником идей мультикультурализма может стать нынешняя властвующая элита. Националистически окрашенные волнения представляют угрозу стабильности как одному из немногих достижений 15-летнего периода нахождения у власти ее представителей. Значит, эти волнения напрямую подрывают их власть.

Иначе говоря, есть основания для неожиданной коалиции интересов этнических диаспор и властвующей элиты. Власти не могут контролировать межэтнические отношения по-старому, а этнические группы уже не хотят по-старому жить.