От редакции: Президент привычки

А.Махонин/ Ведомости

Отношение населения к президенту Владимиру Путину постепенно ухудшается, но не сказывается на общем рейтинге доверия к нему.

Социологи давно объясняют «тефлоновость» рейтинга Путина тем, что этот рейтинг не имеет к личности Путина никакого отношения. Он отражает потребность в символическом объединяющем центре на фоне резкой дифференциации общества. Путин все еще остается едва ли не единственной скрепой для этого общества, которое боится своего нового состояния.

Опросы таких разных социологических служб, как ВЦИОМ и «Левада-центр», показывают постепенное снижение оценок, даваемых россиянами личности Путина и его действиям на посту президента. По данным ВЦИОМа, постоянно растет лишь число считающих Путина опытным политиком (и ведь действительно с каждым годом он работает на своем посту все дольше). Остальные положительные оценки стагнируют после пика в 2007 г. Все меньше тех, кто считает его энергичным и решительным, настоящим лидером, способным навести порядок, принципиальным, честным и порядочным. В октябре подросла доля тех, кто полагает, что большинство путинских предвыборных обещаний выполняется, - до 32% (в январе было 16%, в апреле - 21%). При этом 46% считают, что выполнена лишь часть обещаний, а большинство не реализовано, а 17% - что Путин не выполняет обещания.

Данные «Левада-центра» говорят о том, что в основном благоприятное мнение о Путине было у 80% респондентов в апреле 2008 г., у 60% - в мае 2012 г., у 47% - в августе 2013 г. Снижается доля тех, кто испытывает восхищение или симпатию к президенту, и растет доля безразличных, настороженных и тех, кто не может сказать о нем ничего хорошего.

Действия президента на его посту в основном поддерживали 77% в мае 2008 г., 57% в мае 2012 г. и 44% в августе 2013 г. До 22% выросла доля тех, кто действия президента в основном не поддерживает.

Тем не менее общий рейтинг доверия к Путину остается примерно на одном высоком уровне (сейчас - около 62-64%). По данным опросов «Левада-центра», главным объяснением этого доверия стала безальтернативность фигуры Путина - 42% в 2013 г.; 14% объясняют доверие тем, что Путин успешно работает, 36% - надеждой на то, что он справится с проблемами страны.

Рейтинг начнет отражать реальное доверие лично к политику Путину тогда, когда общество созреет и его члены начнут действовать самостоятельно, будут самоорганизовываться и чего-то добиваться. Пример такого поведения мы наблюдали в гражданской активности конца 2011 - начала 2012 г. Однако она более или менее успешно задавлена властью, и сейчас здесь тоже наблюдается стагнация.

Тем не менее постепенное ухудшение оценок действий Путина и возложение лично на него ответственности за проблемы в стране (в 2012 г. впервые доля считающих его ответственным превысила 50%, по данным «Левада-центра») волнуют Кремль. Все это не сказывается на общем рейтинге (и на электоральном рейтинге), пока нет какого-то масштабного кризиса, но в случае кризиса риск потери управления велик.

На фоне стагнации в экономике делиться рентой с обществом становится все труднее, и поэтому Кремль продолжает ограничивать возможности оппозиции и пытается формировать новую повестку, в которой главный пункт - поиск внутренних и внешних врагов.