Скинуться на дороги

Администрация Ленинградской области предлагает пользователям карьеров добровольно финансировать ремонт дорог - например, пла­тить от 15 до 100 руб. с 1 куб. м песка. Собрать нужно 3 млрд руб.
В Ленинградской области добывается 85% песка и щебня, которые используются на местных стройках./ SMARTMONEY

Власти Ленобласти ищут пути возместить ущерб, который наносит дорогам большегрузный транспорт. Из 40 карьеров, действующих в регионе, ежегодно добывается 30 млн куб. м песка, щебня, глины. По словам губернатора Александра Дрозденко, в Ленобласти производится 85% стройматериалов для Петербурга и Ленобласти. Для экономики это хорошо, но некоторые дороги, по которым следуют автопоезда до 100 т, пришли в непригодное состояние, говорит Дрозденко. По данным комитета по дорожному хозяйству, нормативы ограничивают нагрузку на ось 10 т, т. е. максимальная масса автомобиля не должна превышать 40 т. «Когда вы грузите 100 т - это нарушение», - напомнил участникам рынка вице-губернатор Георгий Богачев.

Губернатор предложил компаниям, которые добывают щебень и песок, несколько вариантов компенсации ущерба. Они могли бы за символическую плату арендовать региональные дороги и поддерживать их в рабочем состоянии. Кроме того, по словам Дрозденко, рассматривается возможность создания регионального оператора, через которого с транспортных средств будет взиматься фиксированный сбор в зависимости от пробега (для его расчета планируется использовать систему «Глонасс»). Деньги пойдут в фонд дорожного строительства. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» позволяет взимать такие сборы только для федеральных дорог, поэтому губернатор намерен инициировать внесение в него поправок.

Комитет по дорожному хозяйству Ленобласти рассчитал сумму обременения, которое можно взимать с пользователей карьеров, - по 15 руб. с 1 куб. м добытого материала, а там, где дороги аварийные, - 100 руб. с 1 куб. м, сообщил председатель комитета Алексей Львов. По данным комитета, из 758 км, которые используют владельцы карьеров, более 340 км - в аварийном состоянии. При средней стоимости ремонта 9 млн руб. на 1 км необходимо около 3 млрд руб.

Губернатор дал участникам рынка месяц на раздумье. Если договориться не получится, Дрозденко пригрозил административными мерами - постепенным закрытием карьеров и сменой местных поставщиков на компании из других регионов. «Обязать участников рынка вкладывать деньги в дороги по закону мы не можем, поэтому необходимо соглашение», - говорит Богачев.

Сбор в 15 руб. с 1 куб. м будет доступен как крупным, так и небольшим компаниям, но это может отразиться на конечной цене продукции, считает гендиректор ЗАО «ЛСР - базовые материалы Северо-Запад» Василий Кострица. Для ЛСР это 5-15% от себестоимости, добавляет он. Норма прибыли при добыче щебня - 20-30%, песка - выше 50%, компания продает щебень на карьере в среднем по 600 руб. за 1 куб. м, песок - по 150-250 руб. за 1 куб. м, рассказывает Кострица. Обременение в 15 руб. в зависимости от способа добычи может составлять до 50% в себестоимости 1 куб. м песка, это дорого, считает гендиректор ООО «ЦБИ» Эдуард Гузиев.

У Каменногорского комбината нерудных материалов только 3,5% из общего объема по итогам 2012 г. было отгружено по автодорогам, остальное - по железной дороге, получается, что не все игроки в равных условиях, говорит его гендиректор Юрий Дорож.

По его словам, весового контроля на дорогах нет. «Ради эксперимента три года назад мы отказались грузить свыше разрешенного, но другие участники рынка нас не поддержали, в итоге мы понесли убытки», - говорит Дорож. По данным комитета по дорожному хозяйству, с 1 августа в области работают 10 передвижных пунктов взвешивания, еще 10 весовых комплексов планируется закупить.