С упаковкой в 10% не уложишься

Банкиры сомневаются, что можно получить низкую ставку займов за счет секьюритизации кредитов малому и среднему бизнесу

В пятницу замминистра экономического развития Евгений Елин провел совещание по теме удешевления кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ), где участвовали представители ЦБ и коммерческих банков, рассказали два присутствовавших на нем банкира. Совещание посвящено итогам заседания правительства 3 октября. В его протоколе (есть у «Ведомостей») говорится, что Минэкономразвития с участием других ведомств и ЦБ должно проработать предложения по поддержке МСБ, обратив особое внимание на формирование федерального гарантийного фонда (см. врез), расширение ломбардного списка Центробанка и совершенствование законодательства о секьюритизации финансовых активов.

На совещании в Минэкономразвития обсуждали вопрос секьюритизации кредитов МСБ для удешевления фондирования и, как следствие, снижения ставки по кредитам МСБ вплоть до 10%, говорят собеседники «Ведомостей». Главный обсуждавшийся вопрос - целесообразность секьюритизации таких портфелей, рассказывают они. Представители семи банков сказали, что это нецелесообразно: объемов по таким облигациям не будет, сообщил участник встречи. По его словам, представитель ЦБ дал понять, что регулятор «не очень хочет» включать облигации с покрытием из кредитов МСБ в ломбардный список: у ЦБ и так около 15% закладываемых портфелей - это кредиты МСБ. Чувствовалось, что и Минэкономразвития согласно с тем, что это нецелесообразно, делится впечатлениями участник совещания.

Другой присутствовавший на совещании банкир говорит, что позиция Минэкономразвития ему до конца непонятна: «Смысла, кажется, и нет, но делать все равно надо - Минфин денег не дает». По его словам, представителей банков волновал вопрос, кто будет покупать такие облигации и кому нужен на балансе дополнительный рисковый актив. Он говорит, что ЦБ все же готов включить в ломбардный список бумаги, но только если по базовому активу (кредитам бизнесу) будут предоставлены гарантии. А на это уже не закладывалось Минэкономразвития, подытоживает собеседник «Ведомостей».

«Секьюритизация МСБ не едет», - констатирует банкир, объясняя это тем, что кредиты МСБ не стандартизированы, а также отсутствием типового договора, аналогичного ипотечному. «В таком виде это не полетит», - солидарен другой банкир, участвовавший в совещании. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила ранее «Ведомостям», что ЦБ готов включать бумаги в ломбардный список, но лишь с определенной категорией качества. Директор департамента Минэкономразвития Наталья Ларионова вчера на вопросы «Ведомостей» не ответила. Чиновник Минэкономразвития считает, что секьюритизация поддержки из фонда национального благосостояния (ФНБ) не заменяет. Это разные вещи, настаивает он. Цель ЦБ - повысить привлекательность бумаг, но он может дать лишь короткое финансирование, поясняет чиновник Минэкономразвития: самый длинный срок операций ЦБ - 12 месяцев, а срок кредита малому бизнесу должен превышать семь лет.

Инициатива по секьюритизации кредитов МСБ принадлежит Минфину. Гораздо проще брать на поддержку МСБ деньги у ЦБ, чем из ФНБ, говорил министр финансов Антон Силуанов (вопрос о выделении 100 млрд руб. из ФНБ на эти цели все еще обсуждается ведомствами). Саму идею господдержки МСБ предлагало Минэкономразвития: 100 млрд руб. из ФНБ размещается на депозиты в ВЭБе под 5,25% годовых, ВЭБ кредитует банки под 6,25%, а те - бизнес по ставке не выше 10% годовых. Минфин посягательства на ФНБ отбивает. Лимит на такого рода активы исчерпан, утверждал Силуанов. Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале октября дал ведомствам месяц на раздумье.

«Инструменты секьюритизации позволяют кредитовать под более низкую ставку», - согласен директор департамента по работе с малым бизнесом Номос-банка Федор Сытин. Но есть вопрос выбора механизма и кто будет выкупать пулы кредитов, замечает он: если пенсионные фонды, ВЭБ или окологосударственные фонды - это один спрос, если все подряд - результат предсказать сложно. «Как банк я не буду рекомендовать выкупать данные бумаги, у них будет не только высокая доходность, но и высокие риски, государство должно гарантировать спрос на подобные бумаги», - говорит Сытин.