Шойгу не торгуется

Министерство обороны готово просто раздавать свое имущество, а если и продавать - то только на электронных площадках
Алексей Дружинин/ РИА Новости

Вскоре после назначения министр обороны Сергей Шойгу заявил, что министерство само больше не будет торговать имуществом - поводом к отставке его предшественника Анатолия Сердюкова стало уголовное дело о распродаже активов компании «Оборонсервис».

Эта идея нашла воплощение и в утвержденной Шойгу концепции управления имуществом: быстрая распродажа больше не приоритет для Минобороны в имущественной политике, как это было при Сердюкове. По словам директора департамента имущественных отношений Минобороны Дмитрия Куракина, министерство должно обеспечивать оборону страны, а не извлекать доход из собственности. Высвобождающееся имущество, говорит Куракин, будет безвозмездно предлагаться регионам и муниципалитетам для решения ими социальных задач.

И только если военное имущество им не будет нужно, продолжает Куракин, оно будет выставлено на продажу. При прежнем руководстве все решения об управлении имуществом принимались директивами министра, вспоминает Куракин, а военные учреждения, пользовавшиеся зданиями и участками земли, лишились самых элементарных прав: воинские части не могли сами решать, даже где стирать белье.

Новая концепция предусматривает децентрализацию, объясняет он, т. е. разработку оптимальной схемы закрепления военного имущества за организациями Минобороны, а для подконтрольных ему акционерных обществ и ФГУПов - постепенный переход от управления с помощью директив к повышению ответственности директоров за установленные показатели.

Что касается будущего «Оборонсервиса», то Шойгу распорядился до 15 декабря представить предложения о его реструктуризации. В «Оборонсервисе» сейчас, после передачи ремонтных заводов промышленности, сельхозпредприятий - местным властям, а медиаактивов - в медиахолдинг, остались предприятия ЖКХ, строительства и обеспечения военного быта. Их реформирование будет заключаться в отделении тех функций, которые должны выполняться в приказном порядке и вне зависимости от того, существует рынок этих услуг или нет, говорит Куракин.

Минобороны также отказалось от права самостоятельной продажи имущества, которого добилось прежнее руководство. В начале года Минобороны хотело передать это право Росимуществу, но там к идее отнеслись без энтузиазма. Сейчас Минобороны намерено продавать избыточное имущество с помощью профессиональных организаторов торгов, в первую очередь через крупные электронные площадки.

По словам Куракина, к распродажам могут быть привлечены и другие профессионалы, например инвестбанки, а размер вознаграждения продавца будет зависеть только от результата торгов.

Продажа неликвидов в электронной форме наиболее эффективна, важно, чтобы не возникало барьеров, говорит гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок и гендиректор электронной торговой площадки «Фабрикант.ру» Сергей Габестро, только тогда возникнет настоящая конкуренция и бюджет получит адекватную плату.

По словам бывшего чиновника Минобороны, Сердюков, когда централизовал управление и продажу имущества, говорил о борьбе с неэффективностью и коррупцией, но, как теперь ясно, перегнул палку.