Заложники стресса

Стресс может настичь любого, но медики напрямую связывают этот риск с режимом работы. Недавние диагнозы руководителей банков это подтверждают

Гектор Сантс, отвечающий в банке Barclays за соблюдение регулирующих норм и отношения с регуляторами, берет отпуск до конца года по причине «измождения и стресса». Два года назад с таким же диагнозом ушел в двухмесячный отпуск генеральный директор Lloyds Banking Group Антонио Орта-Осорио. Перед возвращением к работе Орта-Осорио пришлось посещать реабилитационную клинику.

Аналитики полагают, что в Великобритании банкиры испытывают даже большее давление, чем их коллеги из США и других стран, - слишком важен банковский сектор для экономики Соединенного Королевства. Со времени финансового кризиса банки стали для местных политиков и общественности чем-то вроде боксерской груши - их критикуют за продолжающийся экономический застой и обвиняют в выплате слишком больших премий топ-менеджерам.

Сандра Делрой, руководящая программой помощи корпоративным клиентам в частной медицинской компании Bupa, утверждает, что работники банковского сектора более подвержены стрессам, поскольку уделяют работе больше времени, а личной жизни гораздо меньше. «К тому же их фактически ненавидят все вокруг, считая виновными в рецессии, а это еще больше усугубляет и без того стрессовую атмосферу», - говорит Делрой.

Не выдержал давления

Сантс, возглавивший свой отдел в Barclays в январе этого года, до этого в течение пяти лет был генеральным директором британского Управления по финансовыми услугам (FSA). На новой работе на него навалилось множество непростых задач: банк оказался в центре нескольких громких скандалов, многие из которых до сих пор не улажены. В частности, британские регуляторы обвиняют Barclays в злоупотреблениях при осуществлении финансовых проектов в Катаре в 2008 г. - дело может обернуться штрафом в 50 млн фунтов стерлингов ($79,9 млн), а также санкциями со стороны США. Банк также пытается оспорить правомерность штрафа в $435 млн, наложенного американской Федеральной комиссией по управлению энергетикой за предполагаемое манипулирование ценами на электроэнергию. Кроме того, власти ЕС и США расследуют причастность Barclays к махинациям на рынке кредитных деривативов.

Помимо общекорпоративных проблем Сантсу приходится решать и собственные. Многие британские политики считают неэтичным переход в Barclays бывшего чиновника из организации, регулирующей деятельность банков. Более того, некоторые критики считают несправедливым, что в конце прошлого года Сантсу за его работу в FSA было пожаловано рыцарское звание. Между тем коллеги Сантса по FSA отмечают его исключительную добросовестность и работоспособность. Он неизменно приезжал в свой лондонский офис к семи утра, хотя ему приходилось преодолевать путь из дома длиной более 100 км. Рабочий день чиновника длился 12 часов.

Взятый 57-летним Сантсом длительный отпуск будет оплачиваемым. Barclays не разглашает размеров зарплаты топ-менеджеров, не сообщается и о том, как руководитель планирует провести отпуск.

Оздоровление или здоровье

Орта-Осорио, глава Lloyds, один из немногих банкиров, о ком британская пресса сегодня пишет благожелательно. В трудное время ему удалось сохранить крупный банк, фактически шедший ко дну. В 2011 г. Орта-Осорио, португалец по происхождению, незадолго до этого покинувший высокий пост в Banco Santander, был назначен генеральным директором Lloyds.

Дела у Lloyds в 2011 г. шли плохо. После недавнего слияния с HBOS банк контролировал 30% британс­кого рынка ипотечных кредитов, но огромное число невыплат губительно сказывалось на балансе. Чтобы спасти Lloyds, правительство приобрело в нем долю, инвестировав 20 млрд фунтов стерлингов. Орта-Осорио включился в работу, используя свой фирменный стиль, основанный на микроменеджменте. Но это потребовало слишком большой отдачи сил. После пяти бессонных суток кряду новому руководителю стало плохо, и он обратился в реабилитационную клинику Priory, пациентами которой являются многие знаменитости. Лишь через два месяца совет директоров разрешил руководителю вернуться к своим обязанностям. Орта-Осорио согласился изменить систему управления бизнесом и отказался от микроменеджмента, предоставив больше самостоятельности своим заместителям. Новая политика банка быстро принесла результаты. За прошлый год акции Lloyds подорожали на 90%. Правительство продало пакет акций в 6%, получив прибыль около 60 млн фунтов стерлингов. «Вспоминая об этом [вынужденном долгосрочном отпуске], я должен сказать, что на столь быстрое развитие мы тогда не надеялись», - сказал Орта-Осорио на сентябрьской конференции по случаю начала приватизации банка.