Аттестат зрелости: Логика отсева слабейших

Около 20% российских студентов не могут доучиться в университете и получить высшее образование. Для меня столь незначительное число выгнанных или самостоятельно ушедших студентов выглядит удивительно низким. Особенно на фоне ситуации, когда в институты идет учиться почти 70% российских школьников.

Давайте посмотрим на то, как ситуация обстоит в США - стране, лидирующей по количеству и качеству своих лучших университетов. Как бы контринтуитивно это ни звучало, но лидером по доле закончивших студентов является Гарвард - 97,4% зачисленных студентов этого университета в результате получают степень бакалавра. По данным The New York Times, менее 5% студентов отчисляют такие университеты, как Стэнфорд, Йель, Браун, Принстон, Университет Пенсильвании (все они входят в Ivy League) и университет Notre Dame. Впрочем, если вдуматься, то можно понять, что, привлекая лучших абитуриентов из США и со всего мира, эти университеты действительно могут рассчитывать на решимость и способность студентов получить самое престижное образование в мире.

Однако средний уровень отчисления студентов в американской системе высшего образования гораздо больше российского. Четырехлетнюю программу за четыре года удается закончить лишь 38,6% студентов (по данным Национального центра образовательной статистики США). Причем в некоторых социальных группах эти цифры гораздо ниже. Значительное число студентов в США тратят на четырехлетнюю программу больше положенного времени. Но все равно через шесть лет без образования по-прежнему остается 41,7% студентов.

В чем же дело? Откуда такие высокие цифры отчисленных студентов? Ответ довольно простой: в Соединенных Штатах есть сотни колледжей, где студенты отчисляются быстрее, чем пассажиры выходят из поезда. Лидер по этому показателю - луизианский Delgado Community College. Только 2,6% студентов, вступивших в его стены, находят в себе силы закончить двухлетнюю программу этого основанного в 1921 г. учебного заведения. Больше чем в 100 колледжах отсев составляет более 90% студентов!

Картина, конечно, разительно отличается от российской. Однако есть одно поразительное сходство. В университет или колледж в США идут учиться ровно те же 70% школьников, что и в России.

Из этих данных можно сделать три предположения. Либо русские гораздо умнее и положительнее американцев, либо плохие российские университеты гораздо лучше плохих американских, либо Министерству образования есть над чем поработать. Я не призываю доводить ситуацию до американской, поскольку нормальной ее назвать сложно. Но усилить контроль за качеством получаемого образования и отсеивать тех, кто однозначно не в состоянии справиться с программой и давно забросил учебу, откупаясь на экзаменах, необходимо.