Производство: «Мы сделали первый шаг к реальному ГЧП»


Вопрос из зала

В Калининградской области у вас была особая экономическая зона? Вы этот статус потеряли. Насколько болезненно это для вашего бизнеса? Валерий Драганов: Мы опровергли скептиков, что в Калининградской области невозможно даже при наличии льгот создать стабильное производство. Такое производство мы создали. Мы - это в первую очередь акционеры и авторы проекта середины 90-х гг. И сегодня это 7000 рабочих мест. Это 300 компаний малого бизнеса, выполняющих наши заказы. Это 62% загрузки портовых мощностей. Это 54% загрузки железной дороги. Это около 60% налогов. Нам, конечно, расставаться с зоной, может быть, и не хочется, но я считаю, что очень своевременно мы переходим в новое качество. Но мы хотим обеспечить мягкий переход. И подписав соглашение с правительством о промышленной сборке, встав вровень и в конкуренцию с остальными компаниями, мы должны теперь доказать, а можем ли мы работать в иных конкурентных условиях. Для меня это вызов очень серьезный, думаю, и для наших акционеров - тоже.

«Автотор»

Выпускает легковые автомобили BMW, GM, Kia, легковые и коммерческие автомобили Hyundai. Создана в 1994 г. Основной владелец - председатель совета директоров Владимир Щербаков. В 2012 г. с выручкой 196,6 млрд руб. занимала 26-е место в списке Forbes «200 крупнейших частных компаний России», произвела 250 000 автомобилей.

Для меня большая честь выступить на этом представительном форуме. Это особенно волнительно, потому что раньше я участвовал в таких форумах в качестве представителя государства, а я сегодня представляю компанию, которая производит 250 000 автомобилей в год. Но сейчас я вышел на эту почетную трибуну для того, чтобы обратить ваше внимание на стратегический проект компании - создание кластера полнопрофильных автомобильных производств в Калининграде мощностью 250 000 автомобилей в год; кластер возводится на территории 1000 га. Он включает в себя всю совокупность инженерных сооружений, объекты инфраструктуры и собственно производственные активы.

Это шесть заводов, которые будут производить автомобили, и 15-18 заводов, которые будут производить компоненты. Понятно, что это и самый современный логистический узел. Причем все виды транспорта здесь присутствуют. И авиация, и дороги, и железная дорога, и порт. И наконец, очень важная часть, если говорить о производстве, - это инженерный центр. Понятно, он должен быть, поскольку мы имеем дело с высоким уровнем технологий и наши партнеры - признанные мировые бренды с высокой репутацией. Но у нас еще есть обязательство построить международный учебный центр, который будет иметь все формы образования. И этим мы тоже занимаемся.

Поскольку этот проект дает 27 000-30 000 рабочих мест, возник вопрос, где взять рабочую силу. Учитывая серьезность этого вопроса, и особенно на рынке труда Калининградской области, мы пришли к однозначному решению, что мы должны построить 50-тысячный город.

Нынешние три завода «Автотора» в 2016 г. заканчивают свое производство. Их жизненный цикл заканчивается, т. е. все то, что я вам сейчас рассказываю, относится к новому проекту. Это будут совершенно новые заводы. Но прежние партнеры. С этими партнерами мы хотим идти дальше. И они идут с нами. Итак, переговорный процесс завершается. И скорее всего, мы придем к реализации этого проекта с этими же партнерами. Возникает вопрос о партнерах, которые будут создавать уровень и объем локализации. Здесь тоже особых проблем нет с набором высококлассных и известных компаний. Другой вопрос: как себя чувствуем мы и наши партнеры в условиях меняющегося рынка, колебаний рынка, насколько мы зависим от рисков. В том числе и политических и законодательных, которые то там, то здесь возникают. Потому что они требуют не только пересчета бизнес-плана и финансового плана, они еще создают угрозу сворачивания или корреляции, или корректировки тех или иных проектов.

Встает вопрос о государственно-частном партнерстве (ГЧП) для реализации столь значимого проекта и участия государства в виде создания инженерной инфраструктуры. Акционеры компании, наши партнеры, готовы, уже согласованы контракты, их нужно только подписать. Но понятно, что наши партнеры должны быть уверены, что государство свою часть выполнит. Мы верим, что это так и будет, что мы связаны с правительством соглашением. Правительство наложило обязательство по соглашению на нас. Мы ждем от правительства бюджетного финансирования, примерно 20% от общего объема финансирования. Общий объем финансирования - около 120 млрд, из которых под 26% - это частные инвестиции наших партнеров. Остальные деньги заемные. Остальная часть - это бюджетные деньги.

В кулуарах не только нашего форума, но и ваших офисов, и коридорах власти в последнее время все более явственнее звучит лозунг «Денег нет и не будет». Чуть ли не на Министерстве финансов это написано, только не все его там читают правильно, но мы-то читаем. И с пониманием относимся к проблемам правительства относительно изыскания бюджетных средств для покрытия, скажем, расходов или создания тех или иных крупных инфраструктурных объектов, в том числе и у нас. И конечно, мы понимаем, что бизнес не может жить лозунгами, но в то же время мы понимаем, что мы должны помочь государству найти не столько деньги, сколько механизмы добычи этих денег.

И мы такой вариант, кажется, придумали. В упрощенном виде это акционерный капитал в обмен на будущие налоги. Мне как президенту компании, моим коллегам - вице-президентам и топ-менеджменту компании непросто было убедить акционеров, да и совет директоров, пойти на этот риск и предложить правительству такой вариант, но они на это пошли. Я считаю, что этот риск оправдан. В чем он заключается? Мы готовы потратить на инженерную инфраструктуру свои собственные деньги, а компенсацию получить в виде возврата этой суммы за счет прироста тех налогов, которые мы дадим, начиная с 2016 г., построив первую очередь наших предприятий. Если сегодня это 23-24 млрд НДС, к примеру, то к 2016-2017 гг. это уже 32 млрд и более - и с нарастанием. И понятно, что в 2016 г. мы введем мощности, но объем реального производства, наверное, будет реализован в 2017 г. Но у правительства всегда есть возможность коридор компенсаций, графики по согласованию с нами рассчитывать.

Но проблема в том, что требуются изменения в законодательстве. А НДС - священная корова. Понятно, что нужно искать другие налоги. И сейчас мы этим озабочены. Но мы уже, к счастью, озабочены не на уровне идеи. Есть поручение двух вице-премьеров, профильные министры этим занимаются, и на сегодняшний день, завершая выступление, я могу смело сказать, что мы сделали первый шаг к реальному ГЧП в области выбора модели финансирования. Думаю, что мы дойдем до правильного завершающего этапа в виде пилотного проекта. Правительство выпустит такое постановление, а дальше, уверен, это будет полезно и для компаний, особенно участвующих в кластерных проектах. Как человек, который в прошлом много работал на государство, я не думаю, что мы должны этого бояться. В конце концов, если правительство примет такую модель финансирования, то оно найдет возможность приоритетные проекты реализовать, в том числе и за счет такой модели.