Кадры: Опыт, который мы получили, востребован


Начать я хочу со старта нашего проекта учебного центра автомобилестроения - он был связан с приходом в 2006 г. на калужскую землю Volkswagen. Это была точка роста не только для автомобильного кластера, но и для новой экономики Калужской области, и, естественно, вопросы, связанные с подготовкой персонала, были очень серьезными.

На тот момент в Калужской области не было автосборочных производств, рынок труда был пуст, размеры открываемых производств говорили о необходимости больших объемов обучения, а бренды инвесторов - о необходимости высокого качества обучения...

А каким было тогда состояние профтехобразования, я тут [в презентации] показал, хотя и несколько утрированно: вот на фотографии улыбающийся мастер на фоне всеобщей разрухи. Чему учить, где и как учить, кто будет учить - все это было одним большим вопросом. И эту задачу надо было решить в очень сжатые сроки: фактически через полгода мы уже должны были начать обучение.

Каким образом решалась задача. Во-первых, сразу было определено, что это будет центр и не будет распыления средств по различным учебным заведениям. И во-вторых, что этот центр будет создан в системе государственного профессионального образования (хотя на начальной стадии, когда были переговоры с Volkswagen, а затем с Peugeot Citroen, обсуждалось создание некоего паевого общества типа ОАО).

Область все-таки настояла тогда, имея в виду создание автокластера, чтобы это было чисто государственное учебное заведение в региональной структуре профтеха: учебный центр для всего кластера, а не для отдельной корпорации. И второй момент: центр должен был, решив тактические задачи по подготовке и переподготовке специалистов для автопрома, для открывающихся производств, стать точкой роста для всего профессионального образования - и примером, и ресурсной базой.

Конечно, это можно было реализовать только в рамках государственно-частного партнерства. Базовую точку роста создает бюджет, в нашем случае - региональный. Краеугольный камень, на котором был построен центр, - преференции якорным инвесторам. Строительство, оснащение и т. д. шло в соответствии с их рекомендациями. А второй важный момент - то, что для якорных инвесторов производится подготовка и переподготовка их персонала за бюджетный счет (этот бонус ограничивается либо количеством открываемых рабочих мест, либо по времени - три-четыре года после начала проекта).

Готового проекта изначально не было. Не было строительного проекта; было непонятно, какой будет его масштаб, какие будут конкретные мастерские и т. д. Идеология заключалась в том, что центр создавался поэтапно, вместе с развитием производств (сначала - Volkswagen). С появлением новых производств под них, естественно, тоже создавались мастерские. Это, конечно, очень сложно - у нас непрерывно шел процесс обучения, стройки, реконструкции и проч., но тем не менее с точки зрения целевого и при этом эффективного использования бюджетных средств, мне кажется, это подход в целом правильный. И вот почему. Во-первых, как я уже говорил, центр создается по рекомендациям инвесторов; таким образом, уже на этапе проектирования инвестор активно включается в эту работу. Инвестор участвовал в консультировании, в проектных работах - это серьезная работа, и она стоит и денег в том числе. Второе. Мы взяли обязательство обучать их сотрудников по их программам. А передача программ, само собой, подразумевает передачу этой интеллектуальной собственности. Это тоже очень серьезные вещи, которые стоят, безусловно, серьезных денег.

Есть огромная проблема, связанная с подготовкой преподавателей, и особенно для среднего профессионального образования. Для подготовки школьных учителей есть педагогические вузы; что касается высшего образования, тоже есть механизмы (например, выпускник вуза идет на младшего научного сотрудника и растет). Здесь в общем-то у нас большой вопрос: откуда брать преподавателей, как их готовить, какие у них перспективы в личном росте. Проблема связана и со сменой поколения [образовательных стандартов], и с серьезным уровнем требований, в соответствии с которыми должна происходить подготовка. Здесь нам инвесторы серьезно помогли - и с Volkswagen были интересные проекты, и просто фантастический, я считаю, проект с Peugeot Citroen Mitsubishi (ПСМА). В течение года нанятая ими организация из Франции - AFPA (Национальная ассоциация профессионального обучения взрослых) - обучала 20 преподавателей, которых они сами отбирали. Часть из них уже были работниками центра, часть отбиралась на рынке труда. После этого была проведена стажировка в Европе (и опять-таки за счет работодателей). Естественно, была стажировка и на предприятии в Калуге. Причем преподаватели в это время фактически не работали в учебном центре, но они были заведующими мастерскими (и получали там минимум какой-то) и были сотрудниками учебного центра. Инвестор осуществлял серьезную доплату для того, чтобы их удержать, и до сих пор осуществляет. Сейчас эта доплата - надеюсь, это не секрет и озвучу, - по-моему, 34 000 или 35 000 руб.

В дальнейшем развитие [центра] было связано именно с приходом ПСМА - это связано и с подготовкой преподавателей, и с новыми корпусами, и с развитием именно организации учебного процесса.

Остановлюсь на дуальной системе, раз это является в том числе темой сегодняшней дискуссии. Она реализуется у нас несколько лет, уже были выпуски, она постоянно развивается, уже и другие учебные заведения, например Бауманский [Калужский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана], включились в эту работу.

После второго курса, когда начинаются спецдисциплины, Volkswagen проводит отбор, формирует свою группу, а остальные продолжают учиться по общим государственным стандартам. К этим группам [Volkswagen] предъявляются высокие требования: это специальная программа, которая подготовлена в основном Volkswagen. Здесь используются все возможности для реализации именно того, что требуется заводу, обучение занимает больше времени - и захватывается даже частично практика на каникулы. Нагрузка на ребят серьезная - они каждый раз сдают по два экзамена [второй по программе Volkswagen]. Но и плюсы: и стипендия, и одежда, и питание, и гарантированное трудоустройство. В каждой группе свой мастер, который сопровождает процесс обучения и в учебном центре, в колледже и на практике.

Опыт, который мы получили, востребован, и уже несколько лет мы им активно делимся - с разными регионами, откуда к нам для этого приезжают. Хотя любой опыт в принципе уникален, отдельные элементы, я знаю точно, реализуются и в корпоративных учебных центрах, и в государственных учебных заведениях.

Важный момент - что у нас стали учиться студенты вузов. В рамках взаимодействия с Volkswagen это студенты МГТУ им. Баумана (плюс они еще заинтересовались практикой - и в этом году ее у нас уже прошли 100 человек из Москвы), из Вязьмы - там филиал Московского индустриального института. И, кстати, не только студенты, но и люди с предприятий из других регионов тоже активно обучаются.

Мне кажется, что Калужская область, имея малую численность населения, отсутствие запасов, идет где-то по европейскому пути, когда индустриализация должна стать базой для постиндустриального общества. В Калужской области, где начали фактически с отверточной сборки, в учебном центре, который специализирован на подготовке не самых высоких специалистов, мы тем не менее на его базе уже работаем с контроллерами Siemens, роботами, пневмогидроавтоматикой и другими сложными вещами.