Кадры: Отраслевые стандарты станут государственными


Я представляю объединение автопроизводителей России, которое включает основные предприятия автопрома полноразмерного производства, в том числе и калужские. Во-первых, это «Вольво Восток», а второе - мы очень дружно работаем в плане профессиональных стандартов с Volkswagen.

Объединение автопроизводителей России

Некоммерческое партнерство. Представляет интересы автопроизводителей в органах власти РФ и в международных организациях. Координирует деятельность участников в привлечении инвестиций, способствует укреплению кооперации. В НП входят «АвтоВАЗ», «Камаз», группа ГАЗ, «Соллерс», ЗиЛ, «Автотор холдинг», МАЗ, ЗАО «Вольво Восток», «АСМ-холдинг», ФГУП «НАМИ», ЗАО «Автокомпоненты и оборудование», «Азия авто Казахстан».

Что подвигло нас на разработку профессиональных стандартов. Минпромторгом была разработана (с нашим участием) стратегия развития автомобильной промышленности России, и вопрос стоял так, что без квалифицированных современных кадров мы к 2020 г. не сможем далеко уйти. Поэтому была поставлена задача: нужны квалификационные требования к должностям, нужны современные государственные образовательные стандарты, и нужно формировать скоординированные действия с промышленностью России.

Кадровый потенциал, сложившийся к настоящему времени, не соответствует поставленным задачам, инструменты регулирования рынка не соответствуют текущим задачам, и документ, который сегодня есть, единый тарифно-квалификационный справочник, тоже устарел и требует существенной переработки.

Что было сделано. В рамках государственно-частного партнерства (Минпромторг и Объединение автопроизводителей России, ОАР) были разработаны профессионально-квалификационные структуры отрасли и 21 профессиональный стандарт. В этой работе приняли участие 830 экспертов от ведущих предприятий автомобилестроения и, конечно, от Volkswagen. Volkswagen очень активно участвовал в этой работе.

Это было сделано в 2011-2012 гг., и, поскольку тогда не было документов государственного плана, которые предъявляют требования к профессиональным стандартам, их утвердили как отраслевые стандарты ОАР.

Была утверждена концепция кадрового обеспечения в Минпроме, которая тоже вместе с нами была разработана. Что было в этой стратегии, какие задачи: формирование системы прогнозирования кадровой потребности, развитие профессиональных стандартов, системы подготовки кадров и создание системы сертификации персонала.

Была определена потребность [в кадрах]. Определение потребности - это вещь очень сложная, и в момент не очень устойчивой экономики достаточно трудно определить ее точно, но, по крайней мере, какие-то ориентиры были определены, чтобы можно было как-то скорректировать план приема [в учебные заведения]. В дальнейшем мы использовали их в том числе при взаимодействии с Минобрнауки.

Первым шагом создания профессиональных стандартов была разработка профессионально-квалификационной структуры отрасли, т. е. перечня профессий, которые были ранжированы по классификационным уровням. Это дает то, что специалист «расписан» с начального уровня по самый высокий. Приведу пример: логист автомобилестроения. Есть обобщенные трудовые функции: перемещение товаров, планирование, контроль, требования нормативно-технической документации, проведение анализа, осуществление оптимизации логистических процессов, обеспечение деятельности организации в области логистики и др. Этим функциям соответствуют определенные должности: начинается с кладовщика, с бригадира, приемщика, водителя - это достаточно низкие уровни. И чем выше уровень, тем, соответственно, выше квалификация, выше требования к образованию. Дальше идут уже инженер, ведущий специалист, главный специалист, начальник управления. И последний уровень - это уже руководитель логистического центра предприятия, директор по логистике, который определяет всю логистическую цепочку на предприятии. Для каждой должности определены требования к образованию (начальное профессиональное, среднее профессиональное, дипломированный специалист) и указано, в какой момент, на какой ступеньке необходимы переподготовка, повышение квалификации и т. д.

Следующий шаг - это переложение требований в образовательные стандарты. Сегодня у нас отраслевые стандарты переработаны в качестве проектов государственных стандартов в соответствии с требованиями Минтруда; они внесены в установленном порядке в Минтруд, прошли общественные обсуждения и вот буквально днями должны быть вынесены для их утверждения на экспертный совет при Минтруде. Дальше остается пройти Минюст - и они становятся государственными стандартами.

Я думаю, что затем последует корректировка ли, доработка в каких-то местах; может быть, новые образовательные стандарты должны появиться - и цепочка уже тогда будет продолжаться дальше.

И следующий важный момент - это сертификация, создание добровольной системы сертификации персонала. Здесь еще, извините, конь не валялся и требуется очень серьезная работа. Кстати, надо сказать, что в РСПП эта работа ведется, и мы тоже с ними вместе этим занимаемся.