Кадры: Работа и ее перспективы


Компания Volkswagen - это компания, которая строит автомобили, но можно сказать также, что это компания, которая старается строить успех очень методично, планомерно и структурированно. И это обстоятельство определяет наш индивидуальный - системный - подход к формированию персонала и его совершенствованию. И я согласен, что должна быть кооперация [бизнеса и государства], мы должны вкладывать средства в персонал, в его развитие; мы должны сотрудничать с властями. Иначе будет просто невозможно повышать уровень квалификации и компетентности в отрасли и добиваться успеха.

Представьте спираль: если вы хотите быть хорошим работодателем, то вы будете привлекать хороших сотрудников и укомплектуете хорошую команду; эта команда будет очень хорошо выполнять задачи - и результатом станет определенный успех. Этот успех окупится и положительно скажется на вашем имидже, вы как работодатель будете выглядеть все более привлекательным и получите возможность приглашать людей из других регионов, с которыми раньше не работали. В такой ситуации качество вашей рабочей силы будет лучше - и, стало быть, производительность труда будет выше. И вы подниметесь вверх по спирали. И нужна, конечно, некая «энергия» - какие-то деньги, чтобы приводить спираль в движение. И конечно же, конкуренция, конкуренция между компаниями.

Люди очень сильно концентрируются на конкретной, определенной работе и на ее перспективах. И если работодатель не может ничего сказать о том, какое у них будет будущее, а говорит только о настоящем - о деньгах сегодня, о работе сейчас, и не думает о том, что люди будут делать в будущем, что будет с ними, с их семьями, с их домом, он не может считаться привлекательным. Конечно, говорить это просто, а осуществлять на практике сложно, но это задача каждого работодателя. У таких крупных компаний, как Volkswagen, есть преимущество, потому что они располагают ресурсами, могут черпать передовой опыт из других стран и даже континентов и экстраполировать его в российские реалии. Нам проще, но задача одинакова и для нас, и для небольшой компании.

Я считаю, что и для России очень годится немецкий подход: двойное или дуальное, как мы его назвали, образование. Имея в виду развитие по спирали, мы не считаем, что компетентность - это единственный ключ к успеху. Нужен еще и опыт. А что такое опыт? Это когда вы что-то делаете, видите результат вашего труда, учитесь на том, что вы получили, и понимаете - хорошо это или плохо для вас и для компании.

Поэтому мы хотим иметь дуальную систему и в школе, и в профессиональной подготовке - вообще везде. Потому что сочетание «опыт плюс очень хорошее знание» - это, пожалуй, лучшее сочетание для личностного развития растущего поколения. И с такими людьми и компании будут по спирали развиваться. Чем лучше по спирали развиваются люди, тем больше развиваются компании.

В Калужской области у нас сложилось успешное партнерство с учебным центром и правительством, которые пытаются двигаться с нами в одном направлении, хотя и не были обязаны в это инвестировать. Поэтому в данном регионе уже мы отвечаем за то, чтобы давать людям перспективы развития. Первые участники прошли процесс дуального обучения, и мы думаем, как развивать их дальше. У этих детей, скажем так, будет наблюдаться другое поведение и иное понимание ситуации [относительно работы на производстве]. Я полностью согласен, что имидж - довольно большая проблема не только в России. Я раньше отвечал за профессиональное обучение Volkswagen вообще во всем мире и считаю, что проблема с имиджем является международной. Многие считают, что хорошо быть банкиром, хорошо ходить на работу в чистой рубашке и галстуке, а работа на заводе - грязная работа и без всяких перспектив. Это неправильно, над этим надо работать, это надо менять. И конечно же, такие проблемы нужно решать в школе, в семье, а не на заводе.

При профессиональной подготовке мы используем подход profi-round. Мы стараемся осуществлять профессиональное обучение на заводе, в специально оборудованных помещениях. Люди, которые приходят учиться, видят, что они попали не в какую-то научную лабораторию: все, чему они учатся, сразу же применяется на практике. Кроме того, они могут выступить также в роли учителя (некоторым это очень нравится). Если я человек опытный, знающий, я могу стать тренером, буду учить других работать. Хорошая идея, по-моему, которая поможет решить некоторые кадровые проблемы, если инфраструктура, например, не позволяет это сделать иначе. Это тоже является перспективным направлением.

И еще одна тема - персональное, личное развитие человека на заводе. Оно также должно осуществляться систематически и по определенным правилам. Для этого нужно создавать структуру. Во-вторых, нужно иметь хорошую концепцию, а в-третьих, нужно помнить о том, какая у вас конечная цель, что вы собираетесь создать, что вы собираетесь развивать.

Поэтому у нас используются долгосрочные программы, которые позволяют повышать квалификацию не спорадически, а непрерывно. Каждую неделю у нас по два часа идет специализированное обучение в сочетании с повседневной работой. Мы полагаем, что нет ничего сложного, чтобы внедрить этот метод и на других предприятиях.